Фильм «Аванпост» рекламируют из каждого утюга уже столь долго, что едва ли кто-нибудь о нем не слышал.
Помнится, некоторое время назад, когда я (автор текста, Василий Мидянин — прим.ред.) разрабатывал телесериал для Первого канала, продюсер, некогда работавший как раз в «Централ партнершип», предложил мне подумать в числе прочих над сюжетом, в котором на территории России полностью пропало электричество, словно в провалившемся сериале «Революция». Честно говоря, я не слишком понял, в чем творческая и коммерческая прелесть этой идеи, и разработал собственную – «Метропатруль», которая вначале была принята на ура, но в итоге так и не материализовалась в сериале за недостатком средств.
Однако лишний раз выяснилось, что бывших сотрудников не бывает, и бывших идей тоже. Только те, кто за нее все-таки взялись, тоже не очень понимали, как можно работать с таким сеттингом, и сумели очень далеко уйти от первоначальной задумки продюсера.
Тарковский снимает «Звездный десант» (о фильме «Аванпост», 2019)
Итак, в 2022 году вся электроэнергия на планете Земля исчезает, причем остается она только в Москве и в некоем Круге жизни по ее краям, включая некоторые территории Швеции и Финляндии. Москва устраивает танковые вылазки на темную территорию, о которой ничего не известно (а живут там теперь всякие монстры, подчиняющиеся чужой злой воле, бывшие люди и животные), и в случае удачи оборудует аванпосты.
Естественно, в условиях жуткого строевого дефицита в московскую армию метут всю молодежь, до какой только могут дотянуться. Так наши герои понемногу собираются на одном из аванпостов…
Фильм «Аванпост» определенно делал человек, смертельно пораженный в самое сердце советской фантастикой, в которой абсолютно всё непременно должно иметь высший смысл и крепкую мораль. Собственно, тот продюсер и был певцом классической фантастики, вскормленным Стругацкими. Мало было махровой морали в процессе кина, финал тоже явно задумывался катарсическим – солдат ребенка не обидит типа. Однако выглядит он более чем странно – особенно после заявлений, что погибло восемь миллионов человек, после всего, что было сказано и сделано героям в процессе фильма, после истории с мальчишкой, который по ночам ходил за едой в полуразрушенный магазин; мне почему-то казалось, что в таких условиях, даже на земной войне, включается совсем другая мораль, а те прекраснодушные общечеловеки, что привычно продолжают руководствоваться прекраснодушной общечеловеческой, обычно долго не живут: эта мораль исключительно высокоразвитых государств мирного времени. Поэтому на войне обычно выживают мерзкие двуличные твари (тут двумя руками ставим умозрительные кавычки, как в американских фильмах). Армейцы вроде бы должны иметь особую прививку от этого прекраснодушия (в основном нам показывают резервистов, но и кадровых полно, включая одного из главных героев) – однако нет, как выясняется, не имеют. Что очень и очень жаль, как заметил по сходному поводу персонаж фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!». При таких защитниках человеческая раса обречена.
На каком-то этапе творца, ужаленного советской фантастикой, начал прессовать творец, озабоченный возвратом вложенных немалых денег. Был это продюсер, постановщик или постановщик, как следует накачанный продюсером (я опять подбираю эвфемизмы, на сей раз чтобы не материться почем зря) – не суть важно. Оттого фильм имеет некоторую тенденцию к боевиковости и спецэффектам.
К рекламе фильма, кроме участвовавшего в создании ТВ-3, был также привлечен, в частности, Матч-ТВ, на котором «Аванпост» пару месяцев мелькал чаще, чем новости. Вот только реклама вышла малость не соответствующей продукту: объявлялось, что для того, чтобы зрители продолжали наслаждаться мировым спортом, канал переходит на резервное питание. Но о каком мировом спорте идет речь, если со всеми темными областями наглухо потеряна связь?..
В фильме имеют место два неплохих российских актера, которые непременно используются, когда нужно продемонстрировать бравую русскую маскулинность, и которые в связи с этим появляются на экранах столь часто, что от них уже просто тошнит – Алексей Чадов и Петр Федоров. Роли у них тоже абсолютно традиционные – скажем, особой разницы между этой и ролью в «Сталинграде» я у Федорова не заметил, разве что с поправкой на историческое время: молодой спецназовский сержант (в этот раз уже чуть менее молодой), мужикий мужик, слуга царю, отец солдатам, что называется.
Когда одни и те же лица кочуют из фильма в фильм, скажем, во Франции, это воспринимается с некоторым неудовольствием, но в целом нормально: народу маловато, киношкола маленькая и одна. Но когда подобное происходит в России, хочется сделать усталый фейспалм. Хуже того: женская половина героев играет, мягко говоря, посредственно, а одна из героинь и внешне, и манерой игры вообще мучительно напоминает относительно молодую Порошину в «Дозорах», и вот такой косплей и старательное отыгрывание заслуженных старших товарищей уже вообще никуда не годятся. В актере прежде всего ценится индивидуальность.
Наши постановщики традиционно неплохи в военной драме, о событиях прошлого ли, настоящего или будущего. Когда по сторонам начинают свистеть пули, а армейские товарищи неукоснительно жертвуют собой – тут вроде всё нормально, русский постановщик понимает, о чем идет речь. Но когда действие перемещается в область фантастического, режиссер и сценаристы явно сдаются, начиная копировать западные наработки. Плюс непременная русская мораль, как же без неё.
Кстати, неожиданно правдоподобно объясняется, почему из всех земных территорий электрическая энергия уцелела лишь в московском Круге жизни. Не ожидал, честно говоря; думал, что всё будет традиционно – потому что у нас великая миссия и нам можно. Но нет, всего лишь слепая случайность. Это хорошо, это правильно.
Начинаясь как драма из недалекого будущего, фильм постепенно скатывается в дурную комиксовость – когда приходят один всемогущий, традиционный Галактус, и другой всемогущий Галактус, добрый, но совершенно ничем не замотивированный в сценарии, и через головы людей врукопашную решают свои галактические вопросы. Люди пытаются вмешаться в эти разборки, но в основном получается как у древнегреческих философов, согласно которым один глупец может ляпнуть такое, над чем будут бессильны сотни мудрецов. (Это я, как вы уже поняли, изо всех сил пытаюсь перевести в иносказание ту самую рукопашную, чтобы меня снова не обвинили в ненужных спойлерах). Тут поступки наших героев становятся совершенно алогичны, хотя и необходимы для матерой кинодрамы, конечно.
Совершенно чудесны без дураков лишь зомби – в отличие от других подобных фильмов, коварные и умелые, способные прикинуться несчастными беженцами, чтобы воткнуть нож в грудь склонившемуся над ними человеку, задыхающемуся от умиления. Не исключено, что я просто малонасмотрен и малоначитан, но такая неожиданная трактовка образа зомби мне понравилась.
Никак не поднимается рука бросить камень в создателей фильма «Аванпост» в идейном плане, тем более что они использовали два фантастических допущения, которые некогда юзал я сам – скажем, в интерактивном сериале «Тайный город Вадима Панова» уже проводилась мысль о том, что современный человек есть просто биологическое оружие, посредством которого были в основном уничтожены магические расы; хаять такое допущение было бы равнозначным выстрелу себе в ногу. Надеюсь, что создатели «Аванпоста» почерпнули его именно там – хотя идея настолько очевидная и лежит на поверхности, что вовсе не удивлюсь и не расстроюсь, если они дошли до нее сами или неосознанно позаимствовали в каком-нибудь классическом комиксе. Мидянин – гуру очевидных идей.
P.S. И да, насчет названия – это, конечно, дешевые понты, бесплодные попытки нащупать референсы. Естественно, это не Тарковский и не «Звездный десант», в лучшем случае – Бондарчук и «Обитель зла».
Ну и небольшой пост-постскриптум от редакции. Ну не могли мы обойти вниманием и не отметить один замечательный момент, над которым уже который день от души угарает около-оружейное сообщество рунета. А именно — постер к фильму «Аванпост»:
Зря, очень зря уважаемые господа продюсеры экономят на консультантах по оружию, а режиссёры “творят от широкой души” вопреки здравому смыслу, подсказывающему хоть немного осведомиться — а как оно на самом деле — хотя бы в том же интернете. Ну или “девочки-дизайнерши” снова постарались.
Но в итоге лазерный луч, вместо того чтобы светить из лазерного целеуказателя, откуда ему и полагается светить (ЛЦУ даже виден на автомате Чадова), уверенно так торчит из голографического прицела. Короче, ляп. Который для многих останется незамеченным. Но человек знающий да приподнимет бровь и воскликнет — “Вот нафига, а?”. Но фильм «Аванпост» посмотрит. И мы точно посмотрим.
Фильм еще не смотрел, но уже осуждаю. Наверно шляпа в стиле Обитаемого острова. По крайней мере, рожи те же.
Еще не понятно зачем на постере красный фонарь светит прямо в глаз. Придется идти смотреть.
Посмотрел экранку на телефоне. Фильм не плохой но я ожидал чего-то более интересного.