Феномен “зомби” и причины популярности идеи зомби-апокалипсиса

0
693
Феномен “зомби” и причины популярности идеи зомби-апокалипсиса - Last Day Club

Если провести среди обычного общества простой опрос на тему: «Кто такие выживальщики?», можно быть уверенными, что лидировать будут ответы «Это те чудаки, которые готовятся ко всякой фигне, типа зомби-апокалипсиса». Ну что же, в этом действительно есть доля истины. Потому как настоящий выживальщик должен быть готовым ко всему, в том числе и к невероятному развитию событий.

Хотя упомянутый уже зомби-апокалипсис как раз является крайне полезной штукой для моделирования катастрофической ситуации. Настолько, что Стратегическое командование Вооруженных сил США даже разработало специальный базовый план по выживанию в этих условиях – CONOP 8888. Разумеется, это не означает, что вояки всерьёз готовятся к выходу зомби-вируса из подвалов секретных правительственных лабораторий. Просто очень уж этот сценарий удобен для проработки базовых аспектов взаимодействия на всех уровнях – от логистики, до психологии толпы.

И уж если профессионалы уделяют гипотетической угрозе зомби столь пристальное внимание, то что говорить об обычных людях? Однако возникает закономерный вопрос – чем же этот сценарий так интересен и привлекателен? Попробуем разобраться.

Феномен “зомби” и причины популярности идеи зомби-апокалипсиса - Last Day Club 1

История возникновения феномена “зомби”

Конечно же, оживших мертвецов не существует. Что не мешает им присутствовать в фольклоре практически всех народов нашей планеты. И в очень разных ипостасях.  Ага, далеко не все подобные фольклорные элементы были однозначно злыми, тупыми и человекоядными.

Однако так уж повелось, что чем страшнее и абсурднее выдумка, тем больше желающих в неё поверить. Поэтому среди всех оживших мертвецов самые известные – именно агрессивные пожиратели плоти. Вот только первоначальный образ зомби не имел к этому описанию практически никакого отношения.

У приплывших добровольно и привезённых насильно на острова Карибского моря африканцев с фольклором был полный порядок. Как и с умением талантливо сплетать традиционные верования с католическими традициями. В Вуду до сих пор возносят молитвы Деве Марии, а потом – благополучненько особым образом режут чёрных петухов и других мелких животных – чисто в ритуальных целях.  Для дела, конечно же. Кто же станет тратить ценные ресурсы просто так – ради «идейного зла»?

Собственно, и первые классические зомби были исключительно «бесплатной рабочей силой». И делались они не из уже подгнивших покойничков, а из пышущих здоровьем работяг, которых накачивали специальными смесями и превращали в послушных рабов. В процессе, правда, им приходилось впадать во что-то типа клинической смерти, что на уровне местной медицины трактовалось однозначно – «Помер, бедняга. Пора закапывать». А ночью на кладбище приходил колдун, доставал из могилы своего нового раба и отправлял вкалывать. Чертовски экономически выгодно, не находите?

Но как же ранние классические зомби превратились в зловещих мертвецов-людоедов? Конечно же благодаря силе книг и кинематографа.

Итак, 1929 год, Европа. В свет выходит необычная книга Вильяма Сибрука – «Остров магии». В ней красивым литературным и понятным языком описывались все прелести Гаити и колдовства Вуду. В том числе и приготовление зомби. Страх перед толпой негров, способных натворить всё, что угодно, потому что так приказал хозяин или колдун, отлично легло на опасение роста сепаратистских настроений в колониях. Вот просто замечательно легло. Настолько замечательно, что уже в 1932 году был снят первый фильм, посвящённый этой тематике – «Белый зомби» (White Zombie) с Белой Лугоши (Bela Lugosi, многие до сих пор помнят его образ классического вампира Носферату) в главной роли.

Кадр из х/ф “Белый Зомби” (White Zombie, 1932)
Кадр из х/ф “Белый Зомби” (White Zombie, 1932)

И, как говорится, попёрло. Неведомую магию вскоре сменили куда более понятные механизмы – радиация, медицинские эксперименты, вирусы, гипноз, воздействие инопланетян. Да и из живых, но подконтрольных людей, зомби довольно быстро трансформировались в оживших мертвецов. Кульминацией этой идеи стал фильм «Ночь живых мертвецов» (Night of the Living Dead) Джорджа Ромеро, снятый в 1968 году.

Кадры из фильма “Ночь живых мертвецов” (Night of the Living Dead, 1968), режиссёр Джордж Ромеро.
Кадры из фильма “Ночь живых мертвецов” (Night of the Living Dead, 1968), режиссёр Джордж Ромеро.

А дальше зомби только совершенствовались, ускорялись, приобретали нечеловеческую силу и способности – чтобы страшнее было. Но суть всегда сохранялась – люди, не важно – мёртвые или живые, превращались в безмозглых, но довольно опасных существ. Потому как именно в этом и была главная идея.

Кадр из фильма “Стая” (Horde, 2009)
Кадр из фильма “Стая” (Horde, 2009)

Психологические аспекты популярности образа живого мертвеца и идеи зомби-апокалипсиса

Страх смерти и связанных с ней явлений

Западный менталитет строится на страхе смерти. Танатос, по всеми нами любимому Зигмунду Фрейду (редакция с ним не во всём согласна) – одна из движущих сил человеческого развития. Всё же не просто так христианские проповедники столетиями запугивали людей образами ада и нескончаемых мучений. Даже «ложка мёда» в виде «Воскрешения перед страшным судом» не сильно скрашивала картину.

Люди попросту боятся всего, связанного со смертью. В том числе врачей, палачей, патологоанатомов, могильщиков и всех остальных, кому по работе приходится этим заниматься. Да и покойничков, которые мирно лежат в своих гробах, многие тоже опасаются. Для примера, восточный менталитет с его твёрдой убеждённостью в существовании реинкарнаций, многочисленных духов-покровителей и прочей ерунды, отодвигает страх смерти куда-то очень далеко. Не говоря уж про менталитет самих «создателей зомби» — африканцев и жителей Карибских островов.

Кадр из телесериала “Ходячие мертвецы” (Walking Dead)
Кадр из телесериала “Ходячие мертвецы” (Walking Dead)

Страх изменения близких

Любимый момент сценаристов зомби-муви – это когда один из товарищей/родственников/детей/любимой собачки главного героя превращается в зомби. Потому как это действительно страшно – внезапно понять, что родной человек не просто хочет тебя убить, а окончательно потерял разум и превратился в монстра.

Скажем так, люди, у которых в семье кто-то сошел с ума или заработал себе старческую деменцию – прекрасно это понимают. И каких трудов и личных переживаний стоит принять решение прекратить чужие мучения. А всё, что вызывает страх – привлекает и внимание.

Страх одиночества

Многих регулярно посещает ощущение, что только они в этом мире – единственные мыслящие существа. Остальные же – статисты, NPC, фон. А зомби-апокалипсис – это как раз та ситуация, когда данное ощущение становится реальностью. И уже не важно, кем был кто-то из толпы, которая гонится за протагонистом, чтобы его сожрать.

Факт, что только он тут личность. Бесконечно одинокая личность, которой приходится как-то взаимодействовать с другими немногочисленными выжившими личностями. И каждый справедливо полагает, что именно ему в случае подобного сценария будет отведена эта роль. Страх одиночества и желание чувствовать свою исключительность.

Кадр из х/ф “Обитель зла 4: Жизнь после смерти” ( Resident Evil: Afterlife, 2010)
Кадр из х/ф “Обитель зла 4: Жизнь после смерти” ( Resident Evil: Afterlife, 2010)

Страх других людей

Людей слишком много. Количество населения возрастает в геометрической прогрессии, а ресурсов на всех не хватает. Жители стран первого мира это знают, но сознательно не хотят замечать. А зомби-апокалипсис – как раз отличная модель этой ситуации.

Теперь любой человек – даже живой, реальный конкурент за немногочисленную оставшуюся еду, бензин, патроны и оружие. Меньшие масштабы куда проще воспринимать. Сюда же относится и прямой страх других людей – социофобия. И социопатия, которая наконец-то получает возможность реализоваться в полном объеме. Конечно же, не только по отношению к зомби – самые интересные персонажи зомби-муви – это психопаты, которые взаимодействуют с главным героем. Причём совсем не так, как тому бы того хотелось.

Мечта о вседозволенности

Привычные связи разрушены, инфраструктура исчезла, законы человеческого общества перестают работать. Теперь действует только «право сильного».

Сильный может наконец-то вломиться в магазин и забрать из него всё, что душе угодно. Может поселиться в богатом доме (предварительно выгнав или уничтожив предыдущих жильцов), может сформировать вокруг себя общество и управлять им так, как хочется ему. А главное – может смело стрелять в головы всем тем, кто ещё недавно ему активно мешал жить, а теперь – превратился в реальную угрозу для с трудом выживающего человечества.

Кадр из кинофильма “Добро пожаловать в Zомбилэнд” (Zombieland, 2009)
Кадр из кинофильма “Добро пожаловать в Zомбилэнд” (Zombieland, 2009)

Польза или вред?

Зомби-муви и идея зомби-апокалипсиса эксплуатирует самые главные страхи человечества. Не удивительно, что концепция живых мертвецов давно и прочно вошла в мировую культуру. Слишком уж страх притягателен для сытых и в целом-то всем довольных жителей городов, которые не прочь “пощекотать нервы” и понаблюдать со стороны за всякими ужасами, например с экранов телевизоров и компьютеров.

Но пока одни просто кормят свои страхи и фантазии, другие отрабатывают навыки и копят снаряжение. Потому как понимают, что не нужен настоящий зомби-апокалипсис, чтобы люди начали вести себя так, словно он случился. И вот именно к этому нужно быть готовыми – к отсутствию инфраструктуры, беззаконию и толпе психопатов, одуревших от вседозволенности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите ваш комментарий!
Ваше Имя