Итак, теперь мы знаем всё о планировке помещений и вариантах расположения точек входа, которые мы используем для штурма объекта или его частей, а также осведомлены, как и для чего эти точки может использовать противник. Все это называется тактическим применением «анатомии помещений». Теперь давайте обсудим то, что можем вам навредить — какие тактические препятствия вам могут встретиться в CQB?
Напоминаем, что это уже четвёртая по счёту часть серии «Стань мастером ближнего боя», и если вы только присоединились к нам — сперва прочтите часть 1, часть 2 и часть 3. И по традиции небольшое уточнение — CQB (Close Quarters Battle) означает не ближний бой в его классическом понимании, а перестрелку или огневой контакт в ограниченных пространствах. Это может быть квартира, помещение склада, цех завода, и даже узкие улочки и домишки какого-нибудь восточного поселения.
Тактические препятствия обычно рассматриваются как физические объекты, которые ограничивают возможности штурмовой группы (entry team). И как правило, они повышают риски бойцов команды быть ранеными или убитыми в процессе «зачистки» помещений. Мы рассмотрим несколько типов препятствий, которые относятся к структурным составляющим помещений, и не связаны ни с психологией, ни с человеческими факторами.
Table of Contents
Полустена
Ниже на рисунке: «полустена» (half-wall) на левой стороне комнаты коробчатой формы (box-shaped room) с центральной точкой входа (center-fed).
Полустена — это перегородка, отделяющая часть, обычно меньшую по площади, от остального помещения. Полустена может быть низкой или высокой, и выступает из основной (несущей) стены, создавая визуальную преграду перед тем, что находится за ней. Это проблема, так как вы не сможете полностью «зачистить» комнату, не проверив такие конструкции — это делается сверху или обходом полустены по принципу «нарезания пирога» (cut-the-pie).
Мебель
Люди никогда не живут и не работают в пустых комнатах, которые имеют место быть в большинстве «килл-хаусов». Вырабатывается так называемый «синдром пустой комнаты» — очень вредная привычка. В реальном CQB приготовьтесь к помещениям, заполненным разнообразными предметами, большими и маленькими, которые будут мешать вам, путаться под ногами, вы будете оступаться, падать — а это больно и чревато.
Мебель является визуальной преградой — вы не можете видеть, что за ней. При работе в комнате нужно это учитывать, а ещё думать про верхний и нижний уровни — что под кроватями или над вами, в потолочных перекрытиях.
Вдобавок ко всему, мебель имеет свойство воспламеняться — взрывы, выстрелы (особенно трассирующими пулями) и другие особенности ближнего боя запросто подожгут предметы интерьера в комнате. Мебель может снижать эффективность применения взрывчатых и светошумовых боеприпасов, в меблировке часто прячут мины-ловушки. Используя мебель, противник имеет возможность хорошо укрыться в дальних углах помещения, устроив засаду для штурмовой группы, которая успеет продвинуться дальше в комнату и станет более уязвимой. Элементами мебели затрудняется или блокируется вход в помещение, создавая таким образом серьёзное тактическое препятствие.
Как преодолевать такие препятствия? Невысокие обходят или перепрыгивают. Под высокими можно проползти, но обычно их обходят со стороны. Препятствия средней высоты можно пройти снизу или сверху, но обычно их также обходят. Короче говоря, вы принимаете решение в зависимости от формы и размера объекта. Если он низкий, я могу подняться на него и стрелять сверху. Я могу сбросить гранату — это лучше, чем прыгать вокруг, особенно если на другой стороне меня кто-то ждёт. В любом случае, я всегда стараюсь найти несколько вариантов устранения угрозы.
Х-образное пересечение
Теперь давайте вернёмся к планировке. Х-образное пересечение, или просто перекрёсток, в терминологии CQB — это пересечение четырёх удлинённых областей (помещений линейной формы), расходящихся от центральной точки. Это может быть пересечение областей одинаковой ширины, или коридор с отходящими от него более узкими линейными областями. Тактические проблемы очевидны — вам необходимо прикрывать и далее зачищать как фронт, так одновременно и левый с правым флангами. Ненавижу эти перекрестки, одни беды от них.
Есть много способов проходить такие места. Я возможно расскажу об этом в будущих статьях — слишком объёмный вопрос. Но как видите, перекрёстки — тактической препятствие, поэтому имейте план на этот случай и не позволяйте противнику достать вас.
Т-образный перекрёсток
Следующая тактическая проблема — это Т-образное пересечение, или более привычно — Т-образный перекрёсток. Что хорошо — тут есть всего два направления, которые необходимо контролировать — справа и слева. Вы можете выдвинуться двумя группами и одновременно зачищать обе стороны пересекающего ваш путь коридора или холла. Для этого часто используется тактика, называемая «кросс-прикрытие» (cross-covering).
Однако такая техника для взятия и 3-х направлений, и 4-х направлений имеет высокий уровень риска — штурмовая группа попадает в небольшое пространство, где сразу несколько бойцов могут получить ранения из-за непредвиденной случайности — например, автоматная или пулемётная очередь, граната, попавшая в центр площадки, или выбежавший из-за угла террорист-смертник в жилете, начинённом взрывчаткой.
А теперь просто повторим.
Тактические препятствия в CQB
- Полустена (half-wall)- это перегородка, примыкающая к основной стене и отделяющая небольшую по площади часть от всего помещения/комнаты.
- Мебель (furniture) — объекты, которые заполняют пространство помещения и используются для повседневной жизни, для работы и/или бытовых целей. Мебель можно двигать и перемещат, поэтому ее часто используют для блокировки входа.
- Х-образное пересечение (fourway intersection) — четыре ответвления, расходящиеся из центральной точки. Похоже на обычный перекрёсток дорог.
- Т-образное пересечение — место, в котором удлинённая область (коридора) отходит от помещения, холла, другого коридора. Получается структура в виде алфавитной буквы «Т», фактически — Т-образный перекрёсток.
Есть еще много всевозможных препятствий, но они обычные, просто требуют внимания. Посмотрите вокруг, — сможете ли вы их назвать? Подумайте, как бы вы с ними справились?
Это была заключительная часть «Анатомии помещений». Спасибо за чтение!
P.S. Примечание переводчика: автор анонсировал новую серия про CQB, которая будет называться «Entry Philosophy». В ней будет подробно рассмотрен процесс входа в помещение — что и как надо делать. Также автор обещает размышления о том, что из практикуемого сейчас на стандартных тренингах CQB — неправильно и неприменимо в реальном ближнем бою, что — работает, и так далее. Что ж, будем ждать продолжения!