Это третья часть серии «Стань мастером ближнего боя», или CQB — Close Quarters Battle, что точнее ну русский переводится как «перестрелка…» или «огневой контакт в ограниченных пространствах». Если вы ещё не читали первую и вторую части — обязательно прочтите их перед тем, как идти дальше. Эта статья рассмотрит тактическое значение «анатомии помещения» в отношении людей, а также несколько более мелких структурных концепций, которые не являются непосредственной частью помещения, то есть не сделаны из бетона. Однако сперва мы продолжим тему «углов». Ваши глаза уже кровоточат? Привыкайте, в это теме иначе никак =)
Итак, как мы обсуждали ранее, углы — основные области, которые необходимо в первую очередь зачистить при штурме объекта. Кроме прочего, углы — позиции, которые люди склонны занимать при определенных обстоятельствах. Когда началась перестрелка, противник находится в опасности под огнём и чувствует, что не может эффективно защищать всё помещение, будьте уверены — он засядет в угол. Это позволит ему чувствовать себя безопаснее — ещё бы, слева и справа сплошная стена, и можно сосредоточиться на пространстве перед собой. Плюс противник полагает (и часто небезосновательно), что для штурмовая группы (entry team) его местоположение окажется сюрпризом.
И это плохая новость для нас. Мы входим в комнату и натыкаемся на парня с оружием, который сосредоточился на точке входа и ощущает себя в безопасности и даже уверенно. Муд..к с калашом с этой позиции может запросто завалить супер-профи бойца с опытом и снаряжением на миллион долларов — бывало и такое. Я просто пытаюсь подчеркнуть важность углов — поэтому всегда контролируйте и зачищайте их.
Противники могут использовать углы с самым большим сектором обзора в сторону точки входа — «легкие углы», могут использовать укрытия и строить баррикады, занимая позиции в глубине помещения. Они могут расположиться так, что будут скрыты из виду в «сложных углах» или за изгибом помещения, полагаясь на внезапность. В таких позициям им даже не надо использовать укрытие — они могут сидеть и ждать вас просто так. Поэтому, если вы прежде зачистите «лёгкие углы» снаружи, то во время входа можете целиком сосредоточиться на «тяжёлых углах». Теперь вы понимаете, почему понимание различий «углов» так важно? Надеюсь, что понимаете.
Есть еще несколько областей, о которых нужно помнить в ближнем бою, первая и самая важная из которых — зона прямой угрозы. После неё идут углы, а уже потом — остальная часть комнаты. Эта концепция называется «центр-угол-центр» (center-corner-center).
Table of Contents
Зона прямой угрозы в CQB
Зона непосредственной, или прямой угрозы (immediate threat area) может рассматриваться как область, близкая к точке входа, в которой противник может атаковать штурмовую группу при входе, или препятствовать проникновению в помещение. Если кто-либо находится в этой области или пытается помешать вашему входу, он обозначается как «прямая угроза» (immediate threat).
Прямая угроза в CQB — противник, вооруженный и готовый открыть стрельбу/атаковать бойцов штурмовой команды; если прямая угроза не устранена или не подавлена огнём, штурмовая команда может понести потери, а штурм помещения или объекта в целом может быть заблокирован.
Можно также описать прямую угрозу как человека, который препятствует движению бойцов штурмовой команды и/или находится в пределах досягаемости от точки входа. На рисунке ниже изображена предполагаемая зона прямой угрозы, и сама прямая угроза.
Существуют также такие понятия, как неизбежная и потенциальная угроза. Неизбежная угроза (imminent threat) — это надвигающаяся или достаточно вероятная опасность, которая зависит от пространства или времени, в то время как прямая угроза существует здесь и сейчас, и её необходимо устранить немедленно. Например, неизбежная угроза — это человек, который бежит вдоль стены, чтобы схватить свою винтовку, находящуюся в нескольких метрах от него. Тут у вас есть несколько секунд, чтобы среагировать. «Прямая угроза» держит в руках ружье и готова его использовать.
Потенциальная угроза (potential threat) с этой точки зрения — человек, который потенциально может стать опасным в ближайшем будущем, и поэтому рассматривается как угроза на короткий период времени, и до определенного момента.
Зона прямой угрозы не относится к структурным элементам комнаты. Это тактическая концепция, наложенная на структуру. Но от этого не менее важно знать базовую «анатомию помещений» и использовать в ближнем бою, строя свою тактику. В первую очередь устраните прямые угрозы, а уже потом — реагируйте на «тяжелые углы» и так далее по списку.
Теперь мы понимаем, что нашими первоначальными целями являются «прямые угрозы» и «сложные углы». Обычно два стрелка, которые первыми входят в комнату, зачищают именно их. Но как мы работаем, не нанося вред друг другу? Как мы используем структуру для снижения риска быть случайно раненым, особенно когда приходится стрелять в противника?
Чтобы предотвратить все случайности и неприятности, например, когда ещё два бойца проникают в комнату вслед за первыми двумя, или ведущий и ведомый слишком далеко и быстро продвинулись вглубь помещения, существует ключевое понятие — «сильная стена» (strong wall).
«Сильная стена»
Сильная стена в CQB (иногда используют понятие «общая стена» — common wall) — это та стена, в которой находится точка входа. В помещении с угловым входом это могут быть обе стены, примыкающие к двери. Но обычно это одна отдельная стена.
Тактика действий, которая строится «от сильной стены» (sticking to the strong wall, strong-walling), минимизирует риск дружественного огня (friendly fire) и позволяет координировать штурм, максимально увеличивая видимое и контролируемое пространство.
Пример: В ситуации завязавшегося ближнего боя вы бежите вглубь помещения от точки входа, то есть от «сильной стены», двигаясь вдоль двух двух параллельных стен. Если вы делаете всё правильно — то остаются безопасные для вас направления для ведения огня вашими напарниками. Это можно хорошо видеть на некоторых видео, где ребята «Special Forces» зачищают помещения. И самое интересное — встречаются комментарии типа: «Ого! Как же им нравится стрелять друг в друга!» Это от незнания. А так, по сути, довольно простая концепция, да?
«Работа от сильной стены» — динамический процесс, поэтому это понятие не включено в базовую «анатомию помещения», но это концепция, которую мы мысленно визуализируем и используем в наших интересах. «Сильная стена» может идти вправо или влево, таких стен может быть две. Все зависит от структуры помещения. Суть в том, что двигаясь от точки входа вдоль «сильной стены», вы блокируете и устраняете угрозы в этой комнате, не покидая позиции у стены.
Базовая оценка угрозы и движение
- Зона прямой угрозы: область, близкая в точке входа, которая позволяет определить эту точку, препятствовать входу или атаковать бойцов штурмующей группы.
- Прямая угроза: человек, намеренный причинить вред штурмовой группе сразу или в течение нескольких секунд после того, как группа входит в комнату.
- Неизбежная угроза: человек, не способный в данный момент времени нанести вред, но активно ищущий возможности для этого. Например, двигаясь к своему оружию или пересекая комнату по направлению к штурмовой группе.
- Потенциальная угроза: человек, теоретически имеющий возможность причинить вред — потенциально опасен. Вот почему заложникам при освобождении всегда одевают наручники и за ними приглядывает один из парней из спецназа.
- Сильная стена: стена, на которой расположена точка входа. «Работать от сильной стены» — тактика, при которой все члены команды штурма остаются вдоль «сильной стены» для блокировки и устранения прямых угроз.
В следующей статье мы рассмотрим дополнительные проблемы, с которыми вы можете столкнуться в CQB и которые также относятся к «анатомии помещений». И эти моментывас удивят =)