В чём заключается основная задача любой спецслужбы? Защищать интересы государства. Но когда эти интересы подменяются целями и интересами одного конкретно взятого диктатора — начинается настоящий кошмар. Начинаются репрессии против собственного народа, людей хватают без суда и ещё очень повезёт, если просто на принудительные работы отправляют. Террор набирает обороты, но рядовые граждане ничего не могут ему противопоставить, поскольку все попытки жестоко пресекаются.
Знакомая картина, не так ли? Ну да, сценарий весьма классический, который успешно срабатывал во многих странах, начиная от Советского Союза и заканчивая какой-нибудь Гаити. Кстати о Гаити. Что будет, если взять амбициозного негра-диктатора, добавить щепотку паранойи, щедро разбавить национальными религиозными традициями и «магией вуду», замешать всё это на фоне бедности и социального неравенства и оставить вариться в жарком котле Карибского бассейна? Получится уникальный феномен под названием «Тонтон-макуты«. И именно о нём мы вам и расскажем сегодня.
1957 год. В результате демократических (уже забавно) выборов к власти на Гаити приходит Франсуа Дювалье. Основными чертами его политики были чёрный расизм, авторитаризм, популизм и очень своеобразная разновидность ультраправого антикоммунизма. И сразу становится понятно, кому был выгоден приход к власти личности, способной задавать даже малейшие проявления коммунизма в одной из центральных стран Карибского бассейна. Но гладко всё не было, поскольку уже через год была предпринята попытка военного переворота. К несчастью, она провалилась, а Дювалье сделал вывод, что ни армии, ни милиции доверять нельзя, а «проклятые комми» плетут интриги лично против него. Поэтому он повелел своему доверенному лицу (Клеман Барбо) сформировать особое подразделение, куда бы входили идейные добровольцы, преданные исключительно идеям президента. Официально оно называлось Milice de Volontaires de la Sécurité Nationale, но куда больше запомнилось его неофициальное название — тонтон-макуты.
Барбо рьяно взялся за дело и чуть ли не за полгода сформировал основной костяк организации тонтон-макутов. Шли в неё чёрная (исключительно) молодёжь, люмпены, радикальные расисты и прочие очень милые люди. Причём нужно учитывать национальные особенности Гаити, где христианская религия тесно переплелась в верованиями коренных Африканских племён и многочисленными культами смерти. Собственно, Дювалье был ярым приверженцем подобных верований, что не могло не отразиться на на внешнем облике организации, им созданной. Даже само название «тонтон-макут» восходит к легендам о Бароне Суббота, и о неком «дядюшке», который приходит к людям, запихивает их в мешок и уносит в неизвестном направлении. Собственно, организация именно так и работала.
В 1959 году Дювалье переносит сердечный приступ и страной некоторое время руководит Клеман Барбо. Когда президент оклемался, первым же его делом на посту была ликвидация своего соратника. На всякий случай — вдруг тому очень понравилось у власти находиться. И Клеман был застрелен молодцами из им же созданной организации. И не только он один. Основной задачей тонтон-макутов была ликвидация оппозиции, причём как целенаправленно коммунистической, так и любой другой, что могла даже гипотетически оспорить власть Дювалье над страной. И людей стали забирать по ночам. Без суда, следствия и хоть какого-либо разбирательства. Приходили крепкие молчаливые ребята, в широких шляпах и солнцезащитных очках (особой формы у тонтон-макутов не было, но эти два атрибута были что-то типа «визитной карточки»), вышибали двери и забирали тех, на кого падало подозрение в нелояльности. Или на кого донесли соседи. Или у кого были деньги. Или кому просто сегодня не повезло…
Создавалась классическая атмосфера террора, которая усугублялась использованием типичных для «магии вуду» ритуалов и практик. Тонтон-макуты не просто зверствовали — они делали это демонстративно и на публику. Массовые казни, люди, сожженные заживо и зарубленные с помощью мачете, приписывание себе паранормальных способностей, всезнания и неизбежности скорого возмездия. И, разумеется, рэкет бизнеса, легальный отъем у населения денег, похищение людей на органы и прочее, и прочее. Короче, местное население было запугано до усрачки. Тысячи человек были вынужденны бежать из страны хоть-куда. Другим тысячам повезло меньше и они стали жертвами террора. По предварительным данным, от 30 до 60 тысяч человек было зверски замучено и уничтожено.
Что касается тонтон-макутов как организации, то туда входило около 20 тысяч человек. Строгой иерархии не было — были, скорее, отельные группы, которые действовали на отдельных территориях. Принцип формирования банд, однако. Но система работала, народ боялся, криминальные деньги текли рекой. Доходы шли как на собственные нужды организации, так и на обогащение руководителей всех звеньев.
В 1971 году Дювалье скончался, а власть перешла к его сыну, Жан-Клоду, который решил немного смягчить папочкины методы. Тонтон-макуты получили центральное командование и слегка сбавили обороты. Плюс был основан Корпус Леопардов, которому были частично переданы полицейские функции. Там было хоть какое-то подобие армейской дисциплины и подготовки. Плюс слегка уменьшилось давление на мулатов, которые уже лет 20 были главной мишенью для действий тонтон-макутов, что, разумеется, не понравилась радикалам. Случился внутренний раскол, который был жестоко подавлен. Теми же силами и способами, что и обычно.
Но в 1986 году по всей стране начались массовые беспорядки, которые активно спонсировались США, причём не только деньгами, но и войсками. Против обученных бойцов тонтон-макуты сделать ничего не смогли, поэтому режим Дювалье был свергнут а власть перешла к Луи-Жаделю Шамблену. И что бы вы думали? Многие тонтон-макуты благополучно поступили на службу в новую полицию. И активно продолжили свою деятельность, но только уже в интересах новых властей. Да, кое-кого линчевали местные жители, но это было скорее исключение из правил.
Более того, многие «ветераны» этого спецподразделения до сих пор принимают активное участие в политических события на Гаити. Это чуть ли не легальная «ультраправая» оппозиция, которая продолжает использовать свои привычные методы в рамках политической борьбы.
Ну что я могу сказать. Хорошо на Гаити жить. Сорок лет гноби местных мулатов, занимайся рэкетом, убивай людей в ритуальных целях, а потом ещё и на официальную службу к новым властям спокойно поступай. Военные преступления? Геноцид? Массовые убийства? Разумеется. Расплата за всё это? Не, не слышал. И, что характерно, такая ситуация типична для большинства стран, в которых доминируют представители негроидной расы. А теперь вопрос. Вы по прежнему считаете массовую миграцию из Африки и Ближнего Востока хорошим явлением?