Вы полагаете, что являетесь настоящим фанатом зомби только потому, что просмотрели все сезоны «Walking Dead» и пару раз побывали на зомби-параде? Очень зря. Ведь вы наверняка даже не слышали о неком Лучио Фульчи (Lucio Fulci), итальянском режиссёре, снявшем целых 3 фильма о зомби, высоко оцененных не только критиками, но и зрителями. Да и не только о нём.
Просвещать нас будет Дуглас Э. Уинтер (Douglas E. Winter), кинокритик, специализирующийся на фильмах ужасов, автор бестселлеров, посвященных зомби-тематике. Речь идёт про книги “Less Than Zombie”, “Bright Lights Big Zombie” и “The Zombies of Madison County”, вполне возможно, знакомые отечественному читателю. И между прочим, в “Less Than Zombie” тема зомби-мэшапа (классический сюжет с фантастическими элементами – в данном случае – ожившими мертвецами) была поднята задолго до того, как Сет Грехам-Смит написал свою знаменитую «Pride and Prejudice and Zombies».
Так что гражданин в теме немного разбирается, и отобрал для нас зомби-фильмы, которые не так известны, особенно среди молодого поколения, но обязательны к просмотру каждый поклонником зомби-фильмов ужасов.
Table of Contents
Топ-10 фильмов о зомби, которые вы вряд ли смотрели
“Стая”
The Horde
2009
Французский зомби-фильм, в котором действие разворачивается в заброшенном здании, расположенном в бедной и опасной части Парижа. Продажные полицейские вынуждены объединяться с гангстерами, чтобы противостоять внезапному нападению зомби. Стрельба по толпам зомби из ручного пулемёта, неожиданный финал и полное отсутствие хэппи-энда. Классика.
“Противостояние”
Versus
2000
Японский фильм. Современные гангстеры против воскресших зомби-самураев из 444 портала Ада. Сюжет, как таковой, хреновый, зато спецэффекты и боёвочка на высоте. И да, куда же без ручного пулемёта?
“На волне ужаса”
Shockwaves
1977
В главное роли снялся Питер Кушинг (Peter Cushing), причём в том же году он ещё и в «Звёздных войнах» участвовал. В роле адмирала (кажется) Таркина. Сюжет прост – яхта с золотой молодёжью прибывает на остров, где пожилой офицер СС (роль Кушинга) проводит эксперименты по созданию отряда мёртвых суперсолдат-амфибий. Очень атмосферное кино получилось.
“О смерти, о любви”
Dellamorte Dellamore (Cemetery Man)
1993
В главное роли – Руперт Эверетт (Rupert Everett). По сюжету, герой Эверетта работает хранителем маленького кладбища где-то в Италии. На котором начинают воскресать мертвецы. А дальше – чёрная комедия с внезапной любовной линией. Ага, вы правильно догадались.
“Демоны”
Demons
1985
Режиссёр – Ламберто Бава (Lamberto Bava), сын итальянского режиссёра, специалиста по ужастикам – Марио Бава, (Mario Bava). По сюжету, группа кинозрителей в процессе посещения кинотеатра где-то в Западном Берлине случайно оказывается жертвами демонов, вылезающих из фильма. Замкнутые пространства, демоны, крутые спецэффекты. И у этого всего даже продолжение есть.
“Город зомби”
City of the Walking Dead (Nightmare City)
1980
Испано-итальянская лента, снятая Умберто Лензи (Umberto Lenzi). Самолёт, везущий жертв радиационного заражения, спокойненько приземляется в аэропорту, а из него быстренько (ага, это чуть ли не первые «быстрые» зомби в кинематографе) разбегаются безумные кровожадные людоеды, которые не только сеют всюду хаос и панику, но и вполне успешно используют оружие. А спасать мир в этот раз будет актёр Уго Стиглиц (Hugo Stiglitz).
“Пускай мертвые лежат в могилах”
The Living Dead at Manchester Morgue (Let Sleeping Corpses Lie)
1974
Режиссёр — Хорхе Грау (Jorge Grau). Фильм подвергался нещадной цензуре, что не удивительно. Дело в том, что главного героя по сюжету преследует полиция, так как обвиняет его в преступлениях, которых он не совершал. А вина лежит на зомби, возникших из-за плохой экологии и пестицидов. Сюжет неплохой, да и спецэффекты для своего времени очень приличные – авторства некого Джаннето Де Росси (Giannetto De Rossi) ставшего известным позже, после своего сотрудничества с Лучио Фульчи (Lucio Fulci).
“Город живых мертвецов”
City of the Living Dead (или The Gates of Hell)
1980
Режиссёр – культовый итальянский мастер зомби-хорроров Лучио Фульчи (Lucio Fulci). Английская актриса Катриона МакКолл (Catriona McColl) играет экстрасенса, которая пытается закрыть ворота в Ад, случайно открытые священником, совершившим самоубийство на кладбище (клише на клише и клише погоняет, но получается круто). И да, Кровищи и Мочилова (именно с большой буквы) довольно много.
“Дом на краю кладбища”
House by the Cemetery
1981
Второй фильм от Лучио Фульчи. И снова в главной роли Катриона МакКолл. Только масштабы действия меньше – зомби всего один, да и за пределы старинного особняка особо выходить не хочет. По сюжету – то ли неправильно похороненный бывший владелец дома – некто «Доктор Фройдштайн», то ли ещё кто-то. В любом случае, получилось очень атмосферно.
“Седьмые врата ада”
The Beyond
1981
Третий зомби-фильм от маэстро Лучио Фульчи. Считается одним из лучших в жанре. В главной роли – ага, опять МакКолл (как вы поняли, то ли Лучио, то ли сам автор статьи Дуглас Уинтер неравнодушен к творчеству этой актрисы), на этот раз в паре с Дэвидом Уорбеком (David Warbeck). На старой плантации в Луизиане находятся неактивные врата в Ад. Которые активируются в результате несчастного случая с одним из рабочих. И восставшие мертвецы из ада перебираются в наш мир. Ещё и финал довольно интересный получился.
В этих трех фильмах от Лучио Фульчи зомби представлены как классические ожившие мертвецы, медленные, жрущие плоть живых. И именно они являются образом современных зомби, как мы видим в тех же «Ходячих мертвецах».
И ещё два зомби-фильма заслуживают отдельного упоминания.
“Зомби по имени Фидо”
Fido
2006
В главной роли — Билли Коннолли (Billy Connolly). Оригинальный сюжет – США 50-х благополучно пережила зомби-апокалипсис и извлекала из него пользу – «ручных зомби», взятых под контроль специальными ошейниками. И на этом фоне рассказывается история взаимодействия зомби по имени Фидо и мальчика Тимми, у которого куча проблем. Свежий и острый взгляд на избитую тему. И да, людей тут всё ещё кусают.
“Репортаж”
Rec
2007
Испания. Фильм в жанре «документалистика». Только про зомби. Но всё остальное – трясущаяся камера, специфическая постановка, своеобразный сюжет – всё это есть. Интересный взгляд изнутри на то, каково людям, запертым в рамках карантина в городе с голодными зомби.
В штатах фильм был переиздан под названием “Карантин” (Quartantine, 2008), но получилось хреново. Поэтому ищите оригинальный “Репортаж” (Rec)
Оригинальная статья:
От редакции
А вот ещё один фильм, который заслуживает внимания, по определённым причинам…
“Конец дня”
Daylight’s End
2016
“Конец дня” был бы вполне себе обычным добротным зомби-фильмом ужасов с нескучным сюжетом и неплохой игрой актёров, если бы не одно “но” — над фильмом потрудились действительно грамотные специалисты по оружию и тактике. Как результат — герои носят разгрузки, перезаряжаются, прикрывают друг друга, активно используют гранаты и вообще действуют по принципу:
Лучше выстрелить, перезарядить и еще раз выстрелить, чем светить в темноту фонариком и спрашивать “Кто тут?”
Как это «вряд ли слышали»? О Репортаже и Стае не слышал только ленивый. А Демоны это, можно сказать, культовая дилогия. От себя по некоторым другим фильмам:
— «Город Зомби» — слегка специфический фильм (впрочем, не для тех, кто знаком с итальянскими ужастиками), в самом конце перетекающий в психологический триллер.
— «Пусть мёртвые лежат в своих могилах» — неплохой фильм, можно сказать икона жанра. Правда, если уже видел большинство представителей этого жанра, то уже не так интересно.
— «Город живых мертвецов» — точно не то, что вы ожидаете, прочитав название. И даже прочитав сюжет. Унылое кино довольно маленьких масштабов. Мне лично из Фульчи не нравится ничего, кроме «Зомби 2». «Дверь в тишину» могла бы быть шедевром, не будь она снята, собственно, Фульчи.
— «Фидо» — ну, комедия она и в Африке комедия.