9 самых запоминающихся фильмов про пост-апокалипсис

2
38

Сейчас столько всего снято-выпущено на всевозможные темы и жанры, что уже рябит от плакатов и названий. В том числе и фильмы про апокалипсис и пост-апокалипсис — мы пересмотрели наверное уже всё варианты концов света и то, что случается с человечеством после них. Однако и тут есть свои шедевры, определяющие рамки и каноны жанра. Мы отобрали 9 самых «ярких» из них. Не все из перечисленных фильмов — блокбастеры, но каждый — уникален, по-своему прекрасен и, что самое главное, он запоминается настолько, насколько может запомниться только хорошая книга. Этот критерий и был заложен в основу составления подборки, а ещё — интересный сюжет, яркие герои, оригинальная и неповторимая атмосфера, и смысл, о котором много думаешь после просмотра, и который как раз является причиной того, что мы смотрим и пересматриваем эти фильмы снова и снова.

Итак, самые запоминающиеся фильмы про апокалипсис и пост-апокалипсис…


1. Безумный Макс: Дорога ярости — Mad Max: Fury (2015)

В 2015-м году мы получили долгожданное продолжение одного из самых известных в киноиндустрии пост-апокалиптических фильмов — «Дорога ярости», не продолжение даже, а перезапуск. Творение Джорджа Миллера переносит нас в мрачное будущее цивилизации, где в ландшафте господствуют высушенные горячим ветром пустоши, изредка встречающиеся крупные поселения управляются безжалостными диктаторами, а те, что поменьше — находятся на грани вымирания. Каждый день — борьба за выживание, а единственная ценная валюта — вода и топливо для автомобилей. Стиль «стим-панк», традиционный для мира Безумного Макса, обещает кучу разнообразных крутых металлических монстров, собранных из всего, что могло заваляться на радиоактивных пустошах. Особая изюминка — рок-автомобиль, огромные звуковые динамики и рейдер с электрогитарой, окруженный сполохами пламени. Миллер создал потрясающий видеоряд, не перегруженный диалогами, но полный захватывающих событий. Безупречная проработка сцен и трюков, красивая, «сочная» картинка и особое внимание к деталям оставят вас в полном восторге.


2. Сквозь снег — Snowpiercer (2013)

Дебют режиссёра Пон Джун-Хо удивил кинокритиков и зрителей своим смелым стилем, визуальным рядом и стремительной последовательностями действий. В пост-апокалиптическом мире, охваченном льдом и снегом после глобальной катастрофы, оставшиеся в живых путешествует по миру на огромном поезде, разделённом на секторы по социальному признаку. Люди бедные живут в жутких условиях и лишениях в задней части поезда, в то время как элита наслаждается роскошью в головных вагонах. «Сквозь снег» посвящен восстанию жаждущих нормальной жизни людей, которых сквозь великолепие «богатых» купе ведёт за собой Кертис Эверетт (Chris Evans). Социальная метафора как смысл фильма может показаться грубоватой, однако сцены и сюжет фильма поглощает полностью (особенно в ночных эпизодах). Добавьте сюда Тильду Суинтон, сыгравшую одну из «помешанных» — и у вас в руках окажется один из лучших пост-апокалиптических фильмов.


3. Сталкер — Stalker (1979)

«Сталкер» Андрей Тарковского объединяет в себе научную фантастику и пост-апокалипсис, рассказывая о невероятном путешествии в мистическую аномальную «Зону». Трое мужчин — писатель, находящийся в поисках вдохновения, ученый, жаждущий сделать научное открытие, и их проводник, известный как Сталкер, передвигаются по опасной и закрытой территории, известной как «Зона», в которой творится нечто необъяснимое. Они идут в особое место, где, по слухам, воплощаются в реальность самые тайные и искренние желания человека. В Зоне объекты пропадают и появляются, пейзаж постоянно меняется, а сверхъестественный разум точно знает, чего вы хотите и как вас остановить. «Сталкер» — это путешествие к сердцу Тьмы, которая находится в каждом из нас, которая меняется и порой принимает пугающие образы. Для Тарковского конец света — это не просто конец всего, что мы знаем, ценим и любим. Посмотрите — и вы оцените смысл, заложеный в его произведении.


4. Дорога — The Road (2009)

Фильм основан на постапокалиптическом романе Кормака Маккарти с одноимённым названием «Дорога» — история о путешествии отца и сына по руинам цивилизации. Что-то глобальное, какой-то катаклизм, стихийное бедствие или даже ядерная война, уничтожило человечество. Единственное, что осталось от цивилизованного мира — это Дорога, по которой отец с сыном, с пожитками в тележке из супермаркета и вооруженные только пистолетом с двумя патронами, идут в сторону моря. Дорога напоминает линию Судьбы: на своём пути к берегу герои фильма  встречают бандитов, мародёров, каннибалов, других отчаявшихся выживших, при этом даже не предполагая и не догадываясь, что их ждёт в конце пути. Джон Хиллкоат, режиссёр, видимо большой поклонник «Безумного Макса» и «Сталкера», однако при съемках всё-же придерживался оригинала (хотя из-за адаптации ленты к прокату были вырезаны все будоражащие кровь акты каннибализма), наполнив этот фильм об апокалипсисе глубоким эмоциональным подтекстом. Зрителям как будто постоянно задают вопрос «А что бы вы сделали?», и самоубийство выступает как привлекательная альтернатива борьбе за выживание. В конечном счёте «Дорога» — глубокий и тяжелый фильм, потому что «отец и сын» — это любой из нас.


5. Деликатесы — «Мясная лавка» — Delicatessen (1991)

Жанр пост-апокалиптической комедии была бы ужасно неполноценным без «Деликатесов». Крайне оригинальная черная комедия французского режиссера Жан-Пьера Жёне — история владельца дома, который ведёт свой небольшой и процветающий бизнес, сдавая в аренду комнаты, несмотря на то, что снаружи мир разорен апокалипсисом. На первом этаже дома находится мясная лавка, в которой хозяйничает арендодатель, и время от времени он угощает своих арендаторов редкими деликатесами. Но когда на место таинственно исчезнувшего жильца появляется новый, он понимает, что нашел не покой, а нечто другое, и даже страшное — вскоре он может стать следующей целью мясника. «Деликатесы» — это дикая поездка в сюрреалистический мир, полная черного юмора и незаурядных визуальных эффектов.


6. Дитя человеческое — Children of Men (2006)

Фильм об апокалипсисе, снятый Альфонсо Куароном — предостерегающий и ошеломляющего политический триллер. «На дворе» — 2027 год, почти всё человечество погрязло в жесточайших войнах. Дети не рождались на Земле с 2009 года, а самый молодой из живущих на планете умер совсем недавно, в возрасте восемнадцати лет. Человечество стало бесплодным. Главный герой, обычный мужик, работающей на какие-то остатки правительства, случайно обнаруживает молодую женщину, находящуюся на 8-ом месяце беременности. Он осознает, какой хаос начнётся, если кто-нибудь обнаружит эту женщину, поэтому прилагает все усилия, чтобы сохранить всё в тайне. Куарон вступают на зыбкую и сложную почву, со сценами иммиграционной борьбы, несчастий и лишений, которые испытывают беженцы, и раскрывая мораль событий, которые не слишком далеки от нашей реальности. Основываясь на этом сходстве, Куарон показывает всю правдивость такой антиутопии. Превосходный кадр и потрясающий документальный стиль оператора Эммануэля Любецки усиливают реалистичность повествования.


7. Двенадцать обезьян — Twelve Monkeys (1995)

В «Двенадцати обезьянах» Терри Гиллиама снялись Брюс Уиллис, Брэд Питт и Кристофер Пламмер — это уже говорит о многом. Фильм повествует о человеке по имени Джеймс (Уиллис), который отправляется с помощью машины времени в прошлое, во время до апокалипсиса, с целью найти средство от болезни, которая впоследствии и уничтожила большую часть людей на планете. Попав в прошлое, Джеймс должен убедить всех, в том числе и самого себя, что он не никакой не сумасшедший, а на самом деле пытается решить по истине сложнейшую задачу, которая, как он надеется, изменит судьбу человечества. Сюжет закручен и неожидан. Что особенно поражает — так это визуальные эффекты, а виды разрушенных городов вообще выгодно выделяют «Двенадцать обезьян» в жанре фильмов про апокалипсис. Сценарист, Дэвид Вебб Пиплз, также известен тем, что написал сюжет «Blade Runner», который являет собой шедевр антиутопии, но несомненно более сдержанный и мрачный, чем настоящая картина Гиллиама.


8. Парень и его пёс — A Boy and His Dog (1975)

Самая странная и необычная после «Деликатесов» пост-апокалиптическая комедия. Подросток Вик (чем-то напоминающий молодого Дона Джонсона) и его собака по кличке Блад (Blood, Кровь), с которой у парня телепатическая связь, блуждают по пустошам, оставшимся после ядерной войны. У них есть договор: парень, не умеющий читать, полагается на хорошо образованную собаку, которая помогает ему найти и покорить женщин (да, Вик, как и полагается подросткам, сексуально озабочен), в то время как пёс рассчитывает на парня в поиске и добыче еды. Однажды очередная девушка, новое «завоевание» Вика, оказывается шпионом тайного подпольного сообщества. Парень с псом решают, что их молитвы услышаны и вечным скитаниям пришёл конец. Но не тут то было — у подпольного сообщества большие планы для Вика, и не факт, что парень останется цел и вообще жив. «Парень и его пёс» стоит посмотреть хотя бы из-за причудливых диалогов, поворотов сюжета и бэкграунда.


9. 28 дней спустя — 28 Days Later (2002)

Как будто затишье перед бурей — ровно до того момента, пока «28 дней спустя» Дэнни Бойла превращается в полноценный зомби-хоррор, на первых порах фильм настраивает и готовит зрителя к чему-то грядущему, неотвратимому, как будто это какая-то тихая пост-апокалиптическая драма. Пока главный герой Джим (Cillian Murphy) после пробуждения от комы блуждает по улицам Лондона, воздух наполнен ужасной тишиной. Панорамы заброшенного города холодны, спокойны и безжизненны. Что лишь подпитывает нарастающий страх и уверенность, что дальше произойдет что-то ужасное. Благодаря использованию нетрадиционной цифровой камеры этот фильм об апокалипсисе имеет вид качественной любительской съёмки, при этом «живое» видео придаёт пост-апокалипсису потрясающий документальный реализм. Когда в картине появляются зомби и военные, потрясающая работа режиссёра, изображающую бесплодный и мрачный мир, фактически завершена. Неудивительно, что «28 дней спустя» — один из лучших современных фильмов ужасов.

2 КОММЕНТАРИИ

    • В некотором роде, и старый добрый Терминатор впишется. Можно добавить еще множество фильмов: и древних, и не очень. Но список тогда будет гораздо шире и его нужно будет делить на категории/подкатегории и дальше. На мой взгляд, «Водный мир» — это некий «антоним» «Безумного Макса». Как считаете?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here