Безопасное обращение с оружием по-голливудски

Френк Мелони из шоу «TOP SHOT’s» рассказывает о том, как в Голливуде подходят к вопросу безопасного обращения с оружием.

Голливудские протоколы безопасного обращения с оружием

Автор — Frank Melloni

Возможно, самая большая ирония заключается в том, что по мере того, как Голливуд всё громче кричит о насилии с применением огнестрельного оружия, голливудские фильмы становятся все более жестокими

Сейчас уже практически любой знает о том, что Алек Болдуин во время съемок фильма «Rust» случайно застрелил оператора Галину Хатчинс и ранил режиссёра Джоэла Соуза. Вот только обстоятельства этого дела всё ещё остаются запутанными. Кто-то говорит, что Болдуин притащил своё оружие, другие – что ему выдали готовое и сообщили, что оно заряжено холостыми. Как бы то ни было, виноватых нужно найти. И как по мне, виноваты тут в какой-то степени все. И даже немножко жертвы. Но прежде чем вы начнёте со мной спорить, я уточню, что сам участвовал в съемках телепередачи об оружии «TOP SHOT» на канале History Channel’s, а помимо этого, я управляю одними из крупнейших курсов обучения стрельбе в Нью-Йорке. Так что в оружейном деле в целом и том, как к нему подходят в Голливуде, кое что понимаю. Итак.

Проблема — в самом подходе к вопросу безопасности

Сначала проследим за путём оружия от сейфа, в котором оно хранилось, до рук актёра. Хотя всё ещё точно непонятно, что именно поразило оператора и режиссёра, но скорее всего это была пуля из боевого патрона. Потому как у обломка ствола или случайно попавшего внутрь мусора точно не хватило бы энергии для того, что не то что убить, а даже серьёзно ранить человека на той дистанции, с которой велась стрельба.

Поэтому можно предположить, что специалист по оружию допустил преступную небрежность – хранил боевые патроны возле холостых боеприпасов для съёмок. На моих курсах «Renaissance Firearms Instruction» мы специально обучаем наших инструкторов НИКОГДА держать боевые патроны там, где они не нужны. Так что мы храним настоящие боеприпасы в отдельных помещениях (если занятия идут в здании) или в отдельном транспортном средстве, если на выезде. Кроме того, наши холостые боеприпасы по внешнему виду сильно отличаются от боевых. Но даже несмотря на это, мы никогда не храним их рядом с боевыми.

Кроме того, инструкторы каждый раз проверяют холостые патроны перед упражнениями, посвящёнными заряжанию и разряжанию магазинов, а также другим действиям с боеприпасами. И только после этой проверки они заряжают ими оружие.

Звучит избыточно? Может быть. Зато у нас нет «случайных» дырок в стенах, потолке или студентах – и мы этим по праву гордимся. А вот оружейник со съемок «Rust» явно не следовал такому протоколу безопасности (теоретически), поэтому в оружии Болдуина и оказались настоящие патроны.

Как это обычно делают в Голливуде

Съемки «TOP SHOT» были довольно интересным явлением, поскольку на площадке мы использовали как боевые патроны, так и холостые. Например, во время моего испытания на скоростное поражение мишеней, которое проходило, разумеется, с нормальными патронами, мне пришлось повторить его ещё раз, но уже с холостыми – чтобы камера могла запечатлеть дополнительные и более точные кадры. Просто потому, что руководители шоу не хотели, чтобы оператор находился рядом, пока велась настоящая стрельба (умный подход, кстати). И всем этим делом заведовали специалисты по оружию, которые организовывали процесс, раздавали чёткие инструкции и всегда находились неподалёку.

Персоналу каждый раз объявлялось: На съемочной площадке «горячее» оружие, заряженное таким-то количеством таких-то патронов!. Точно также они всегда сообщали и об использовании холостых. И каждый раз специалист по оружию демонстрировал мне магазин, позволяя осмотреть его и боеприпасы в нём. А дальше, либо я сам заряжал своё оружие, либо они его заряжали под моим наблюдением. И всё это делалось даже тогда, когда я тупо стрелял в холм земли, а вся съемочная группа находилась строго позади меня! А термин «холодный» оружейники использовали только тогда, когда оружие вообще не было заряженным, даже холостыми.

Вернёмся к трагическому инциденту. В различных сообщениях говорилось, что перед тем, как револьвер был передан Болдуину, было дано объявление: «Холодное оружие на съемочной площадке». То есть – полностью безопасное и разряженное. И вот тут-то и Болдуин и допустил ошибку – он не проверил, так ли это на самом деле, понадеявшись на другого человека. Цена этому доверию – человеческая жизнь и серьёзная психологическая травма.

Как фотограф и оператор, я прекрасно понимаю важность создания правильной сцены – более того, я сам неоднократно наводил пистолет на камеру, стоящую на штативе. Без человека за ней, впрочем. Но если оператор присутствует, то я сначала совершаю все необходимые движения без оружия, а затем уже мой помощник осматривает материал и комментирует, что нужно будет сделать потом – для завершающего дубля с использованием оружия. Да, это отнимает дополнительное время, но я полагаю, что это – нормальная цена безопасности. Очевидно, съемочная группа «Rust» так не считала.

Актёры, не умеющие пользоваться оружием, но выступающие против него

В некоторых отчётах говорилось, что оружие «выстрелило само», тем самым, с Болдуина снималась всяческая ответственность за произошедшее. Вот только это хоть и возможно теоретически, но на практике – необычайно маловероятно. В рамках одного из экспериментов, посвящённых оружейной безопасности, было проверено более 30 тысяч студентов и примерно такое же количество единиц огнестрельного оружия. Так вот, в подавляющем большинстве случаев в дело вступал человеческий фактор – у новичков палец практически всегда касался спускового крючка, хотя те этого даже не осознавали и не контролировали, вследствие чего очень часто происходил «случайный выстрел».

Да, сама конструкция пистолета создана для того, чтобы из него было удобно стрелять, не особо задумываясь, на что нажимать. И по крайней мере у 80 процентов новичков (мои наблюдения это тоже подтверждают), палец лежит на спусковом крючке до начала стрельбы. Это опасный рефлекс, от которого приходится избавляться тренировками, укрепляющими мышечную память. Так что не удивительно, что то же самое мог сделать и Болдуин. Более того, CNN и Los Angeles Times сообщали, что нечто подобное происходило на съемочной площадке ещё за несколько дней до трагедии.

Согласно многочисленным сообщениям, на съёмочной площадке ещё 16 октября было произведено 2 «случайных» выстрела (не сообщается – холостыми или боевыми). И точно также до этого было оглашено, что оружие холодное. А два выстрела из револьвера (свидетели подтверждают тип оружия) чисто из-за «технических проблем» точно произойти не могли.

Несоблюдение правил безопасности

Третий факт – личное наблюдение. Дело в том, что оружие не направляется само собой на людей. Так что даже если бы это реально была механическая неисправность, но Болдуин не направлял бы ствол в сторону людей – трагедии бы не произошло. А ведь это «Золотое правило оружейной безопасности» — никогда не направлять оружие на человека (если не собираешься, конечно, конкретно в него стрелять).

И, как бы это ни звучало бессердечно, но жертвы трагедии тоже несут за неё ответственность. Я говорю это сейчас не для того, чтобы их в чём-то обвинить, а чтобы предотвратить подобное развитие событий в будущем. Ещё раз — если вы работаете в деле, связанном с использованием огнестрельного оружия, не доверяйте чужим заверениям о безопасности. Более того, любого оружейника, который не даёт всем на съемочной площадке напрямую понять, что оружие реально безопасное – нужно гнать с работы. Вот, кстати, что по этому поводу говорит актёр Ray Liotta, который также активно пользовался оружием на съемках:

«Сначала они дают оружие тому, на кого вы его будете направлять. Затем – продюсеру. Они показывают всем на съёмочной площадке, что эта штука точно не заряжена и не выстрелит».

Всё это указывает, что на других съемочных площадках к безопасности подходят реально серьёзно. И означает, что участники съёмок просто не должны соглашаться на меньшее.

Заключительные мысли

Ну и последнее. И жертвы, и сам Болдуин, были активными противниками гражданского огнестрельного оружия. И им даже в голову не могло прийти мысли, являющиеся для большинства стрелков банальностью, типа «Почему он нацелил оружие на человека?» или «Почему мне не продемонстрировали пустой магазин и не попробовали при мне выстрелить, чтобы показать, что всё ок?». Серьёзно, на любых курсах по стрельбе студентам в головы вбивают три простых правила:

  • ВСЕГДА держите оружие нацеленным в безопасном направлении
  • НИКОГДА не держите палец на спусковом крючке, если не собираетесь стрелять
  • НИКОГДА не заряжайте пистолет, если не готовы стрелять

Но выступающий против огнестрельного оружия Болдуин конечно же про всё это не знал. И это стоило жизни человеку.

Оригинальная статья — TOP SHOT’s Frank Melloni Breaks Down Hollywood Gun Safety Protocols

Оставьте комментарий