Боец с грохотом врывается в помещение; шум, гам, в разные стороны летят зубы, слюни и кровь — враг повержен. Так очень часто показывают спецназ в фильмах. Но на самом деле киношный образ очень далёк от реального. В чём разница?
Table of Contents
«Совершенно секретно»
Кино, несмотря на столетнюю выдержку фразы Ильича, всё ещё является важнейшим из искусств. Его снимают, чтобы было красиво, зрелищно и эффектно. И сорок лет назад в кино впервые приоткрыли завесу над тем, что тщательно оберегалось государством за семью печатями с грифами «Секретно» и «Совершенно секретно», за семью замками, за десятью долами.
Тогда впервые сняли фильм об армии, об учениях; даже не просто об армии — о работе отряда специального назначения. Съёмочная группа работала в самой лучшей бригаде — 7-й. И за каждым шагом пристально наблюдал сам генерал Василий Маргелов.
Почти всё в этом фильме — правда. Но есть моменты, на которые военные смотрели сквозь призму своих «нельзя». Поэтому жизнь спецназа в кино и в реальности всё же имеет отличия. На самом деле спецназ работает гораздо тише, чем показывает русский кинематограф.
Почему?
В зоне особого внимания
Фильм лично принимал генерал Маргелов, который внимательно отслеживал каждую мелочь, вплоть до того, как «киношный» офицер снимает фуражку (например, не держится ли за козырёк?). Оказывается, военные делают это иначе, чем штатские.
Подобное внимание обязывало многие вещи делать образцово-показательно, и благодаря этому, после выхода на экраны фильма «В зоне особого внимания» конкурс в военные училища вырос до невиданных вершин. Даже сегодня можно найти ребят, которые пошли служить в ВДВ по стопам героев Михая Волонтира и Бориса Галкина.
Экранные критики назвали армейский образ, показанный в фильме, мифом для призывников.
Но надо понимать, что экранный образ бойца спецназа и реального ВДВ-шника далеки от равенства.
Десантник врукопашную идёт против ножа и штыка, совершая минимум движений, практически не нарушая тишину. В кино все драки выглядят как кровавое месиво с хрустом, зубодроблением, вылетом слюны и пота на космические дистанции. В ход идут ноги, руки, голова — словно балерина, надевшая солдатские сапоги, десантник крутит фуэтэ, сотрясая мозги постановочного противника.
Свою роль в зарождении легенд о ВДВ фильм Андрея Малюкова «В зоне особого внимания» сыграл. Ореол славы до сих пор не померк в глазах потомков, интересующихся военной темой. Но кино не стояло на месте, и фильмы о буднях спецназа, можно сказать, сформировали отдельную нишу.
Спецназ с прилагательным «русский»
Современный зритель уже знал про Афганистан, и фильмы «Русский спецназ», «Спецназ» и «Спецназ по-русски» хотя и вызывали трепет и уважение, но бежать после школьной скамьи в военные училища не торопились.
Отечественные ленты про спецназ почти не приукрашивают действительность — в отличие, например, от американских. Реальные самолёты, настоящее оружие, которым воюют в реальных воинских частях спецназа, только оснащённое насадками для холостой стрельбы, даже прыгающие парашютисты — самые настоящие. Американские спецназовцы в кино воюют постановочными винтовками, носят сшитые для них костюмы и многие вещи делают «понарошку».
Бюджеты и сроки порой не позволяют отправить главного героя на курсы рукопашного боя, поэтому дерутся в кадре дублёры. Режиссёр Андрей Малюков рассказывал случай, как его звукорежиссёр, не найдя замены звуку хлопка парашюта среди подручных средств, сам прыгнул с парашютом, чтобы всё было по‑настоящему.
Страшно предположить длину чека, который выписал бы американский звукорежиссёр за такой эксклюзивный звук.
Сами офицеры и солдаты к рассказам о правдивости кино относятся скептически. Кино — это фантик, в который завернута настоящая военная жизнь. И не факт, что под обёрткой — шоколад.
Две точки зрения на кино и реальность
Мнения людей в погонах о правде и вымысле в фильмах про спецназ тоже расходятся. Первая: не надо романтики, покажите жизнь армии во всей её кровавой правде. Вторая — романтизм никому не мешает, и если не будет романтики, получится не фильм, а хроника, которая массовому зрителю неинтересна.
Спецназовец в жизни далеко не всегда двигается и «работает» зрелищно. Если снять кино предельно натуралистично, зрителю будет скучновато. А вот оружие в русских фильмах — самое настоящее. Специального оружия — фактурного, красочного, приспособленного для спецназа, в России просто не сделали. Собственно, если автоматов Калашникова выпущено более пяти миллионов единиц, то стоит ли изобретать ещё что-то? В лучшем случае, выдадут глушитель или снайперскую винтовку.
Американцы не стесняются в своём кино показывать оружие, которого на самом деле не существует. Русские считают, что правдоподобие важнее зрелищности. Скептики же говорят, что это хреновая киноиндустрия. Можете поспорить с ними.
Разумеется, в известной степени, экономия в российском кино всё же присутствует. Например, когда американцы снимали фильм «Матрица», и герой Киану Ривза должен был владеть приёмами рукопашного боя, его отправили в Китай и оплатили учёбу на полугодовых курсах, чтобы он просто научился двигаться. Представьте эту историю в российской реальности: Игорь Лифанов едет на полгода в Китай. Или Петров отправляется в Китай на полгода, и всё — встал весь российский кинематограф.
Наших актеров готовят к съёмкам в обычной жизни.
Игорь Лифанов, например, проходил срочную службу в вооружённых силах, в ВМФ. Понятие об армии у него было, приёмы показали, после десятого дубля подъёма в гору на полусогнутых ногах он понял, как на самом деле нужно двигаться. Вся полугодовая стажировка была пройдена за несколько дублей. Лифанов даже решил, что для спецназовца ноги имеют главенствующую роль; но настоящий боец знает, что ноги — это всего лишь приложение к голове. Главное для спецназовца — мозги.
Но в кино этого не покажешь. И пока существует эта разница между фильмом и реальностью, молодые ребята будут стремиться в спецназ. За красивой киношной оберткой не видно пота и крови. Но если есть голова на плечах, то будущий боец отличит правду от вымысла и пойдёт служить осознанно.
Другие службы в спецназе не выдерживают.
Артем Кузнецов |