Warhead.su

Советский атомпанк на экране: от ракетопланов до гибели мира

атомпанк, БП, СССР, чтиво

Пока империалисты травят чернокожих радиоактивной пылью или вообще губят мир, учёные СССР строят атомные ракетолёты или рискуют собственной жизнью ради науки. Так видели освоение атомной энергии в советском кино.

Бодрое начало: атомный гиперзвук и Ку-Клукс-Клан

Первым в советском кино раскрыть тему укрощения атомной энергии попытался ещё Григорий Александров, классик комедий и мюзиклов. Но идею с героиней — физиком-ядерщиком зарубили — и в фильме «Весна» (1947) женщина-учёный (Любовь Орлова) работает с энергией Солнца. Хотя намёк остался — фраза Фаины Раневской «и так будет со всяким, кто некультурно обращается с атомной энергией!».

Эстафету принял другой классик — Абрам Роом в фильме «Серебристая пыль» (1953).

На юге США, удивительно похожем на Ливадию, учёный Стил (интересно, цензура была в курсе, что его фамилия переводится на русский как «Сталин»?) травит бедных мартышек «серебристо-серой пылью». В обычном состоянии вещество безвредно, но после специальной обработки становится чудовищно радиоактивным — один миллиграмм пыли быстро убивает всё живое на площади в гектар. А спустя несколько суток распадается, даже дезактивации не нужно.

Армия США в восторге

Для завершения опытов хорошо бы испытать её на людях. Но пленных корейцев и китайцев (не забываем, 1953 — то есть война в Корее) везти в США долго.

Может, негров? Но вот незадача: в местной тюрьме нет ни одного.

И тогда шестерых чернокожих с митинга за мир быстренько обвиняют в попытке надругательства над честной проститу девушкой из бара. Недобитые нацисты, алчные дельцы в погонах, колпаки Ку-Клукс-Клана и реклама кока-колы прилагаются. Пожалуй, лучшая попытка показать «звериный оскал империализма» с намёком на попытки бактериологической войны в Корее.

А вот советские учёные в кино мирно преодолевают «Барьер неизвестности» (фильм Никиты Курихина, 1961).

По сюжету, где-то в пустынях Средней Азии, не доезжая до Ашхабада (кто сказал «Байконур»?), испытывают новейший гиперзвуковой самолёт «Циклон». Точнее, гибрид самолёта и ракеты.

«Циклон» (источник фото)

Сначала «Циклон» подвешивают под самолёт-носитель. В воздухе он отделяется, достигая скорости в 7300 км/ч и высоты в 100 км! А затем вновь соединяется с «авиаматкой».

И внешне, и по концепции выдуманный «Циклон» поразительно похож на реальный американский ракетоплан Х-15, который летал как раз в те же годы. Но наш, советский, — ещё круче! Чем?

«В сопла „Циклона“ вставляются радиоактивные ускорители, увеличивается тяга!».

Как это работает — не спрашивайте. Лично я даже представить боюсь.

Причём радиоактивность такая, что при старте даже близко подходить без защитных костюмов не стоит. Экология? Какая экология?

Помимо выдумок, в этом кино показали немало реальной и вполне новой на 1961 год техники — носитель Ту-16, вертолёты Ка-18 и Як-24, истребитель Як-25, бомбардировщики Ил-28… А МиГ-17 даже честно назвали МиГ-17. Эпоха тотальной секретности ещё не наступила.

Даже в детском диафильме «В 2017 году» (1960) атомными взрывами «срезали ненужные холмы». Или направляли Енисей в Каспий. Реальные проекты освоения Арктики тех лет тоже отличались абсолютной дерзновенностью, а равно — наплевательством на природу. (источник фото)

Трезвый взгляд: «Девять дней одного года»

Шедевр Михаила Ромма 1961 года. Прообразом главного героя фильма, физика-ядерщика Гусева, послужил советский режиссёр Владимир Скуйбин. Неизлечимо больной амиотрофическим склерозом, он продолжал работать. Увлечённый оператор Герман Лавров смог всего несколькими эпизодами передать целую жизнь. Впервые в кино показали настоящий синхрофазотрон из Дубны и Академгородок Новосибирска.

«Девять дней одного года» (источник фото)

Молодой здоровый физик настолько увлечён возможностью дать людям термоядерный синтез, что не обращает внимание на собственную безопасность. И раз за разом облучается, пока не получает смертельную дозу. С позиций XXI века — бред. А тогда думали иначе. Хотя критики из США были в шоке.

И когда отец главного героя спрашивает его: «Ты бомбу делал?», — тот спокойно и твёрдо отвечает: «Делал». И объясняет почему.

«Девять дней одного года» — памятник эпохе энтузиастов, который помнят до сих пор.

А вот эпическую по размаху картину «Выбор цели» Игоря Таланкина об атомных проектах США и СССР давно забыли. Скрыть беспомощность сценария и нищету антуража не смогли даже лучшие актёры — Сергей Бондарчук, Георгий Жжёнов, Сергей Юрский и другие. Соратник Курчатова академик Александров фильм разругал.

Даже атомный взрыв не смогли показать толком: вместо реальной хроники (а была и цветная) разлили каплю оранжевого одеколона по анилиновой краске. Даже для 1974 года такие спецэффекты, мягко говоря, слабоваты.

Тлен и безысходность: ласковый дождь и письма мёртвого человека

Но к середине 80-х былой энтузиазм угас. Теперь атом воспринимался как «напридумывали учёные на нашу бедную голову!».

Например, «Будет ласковый дождь» — мультфильм 1984 года по рассказу Рэя Брэдбери ещё 1950 года (к этому же рассказу есть отсылка в игре Fallout 3). «Умный» автоматизированный дом продолжает готовить яичницу и убирать комнаты, хотя его обитателей уже нет. В рассказе они (после внезапной атомной войны) превратились в пятна на стене, в мультике — в кучки пепла на кроватях. Графика — максимально депрессивная.

Кадр из м/ф «Будет ласковый дождь»

И «Письма мёртвого человека» (1986) Константина Лопушанского, новичка в кино. Оператор поперхнулся кофе, на семь секунд опоздал отменить старт боевой ракеты — и миру пришёл конец. Немногие выжившие прячутся в бункерах, на поверхности — трупы и ветер.

Кадр из х/ф «Письма мёртвого человека» (источник фото)

Правда, с «концом истории» не вяжется наличие чёрного рынка на поверхности! Летают вертолёты, ездят корабли на воздушной подушке и тяжёлые транспортёры — хотя бы поштучно. То есть и топливо, и какая-то организация имеются?

Место действия — подчёркнуто не Советский Союз.

Немногие сильные сцены тонут в долгих занудных монологах. Которые перемежаются долгими занудными диалогами.

Но советские зрители, неизбалованные «Терминатором» и «Безумным Максом», не говоря уж об ужасах британской атомной войны, были в шоке. А тут ещё и Чернобыль приключился ровно в год выхода фильма. «Точно конец света настаёт!»

Как мы знаем, ядерного апокалипсиса так и не случилось. А атомная энергия продолжает мирно служить человеку. Надеемся, и в будущем ничего не изменится.

Евгений Белаш | Warhead.su

Оставьте комментарий