Предисловие от редакции. Уметь выживать — это одно. А уметь, при этом, рассказать и объяснить другим, как это делать правильно — совсем другое. К счастью, Михаил Диденко умеет и первое, и второе. И даже книгу об искусстве выживания написал, отрывок из которой мы вам и приведём.
Глава 3. Неделя в лесу (На грани)
«Вторая легенда подчеркивала характер Андреева — во время своего очередного отпуска он брал в части автомат, тридцать патронов, нож, спички, компас, рюкзак с песком и на три недели пропадал в глухой дальневосточной тайге. Появлялся из тайги он заросший, одичавший, искусанный комарами… Отлеживался пару дней, после чего выглядел как ни в чем не бывало. Делал он это для того, чтобы поставить свой организм на самый край человеческих возможностей, пройти по этому краю и обрести ту первобытную человеческую уверенность в своих силах перед силами матушки-природы, и перед всем остальным…»
А. Суконкин, рассказ «Сломанный прицел» из книги «Спецназовские байки»
Нет смысла заниматься боевым искусством, или тяжелой атлетикой для того, чтобы «постоять за себя» — все это работает только пока ты «в форме».
Стоит прекратить тренировки хотя бы на месяц (семья, работа, болезнь) и все. Гибкость уходит первой. За ней физическая сила. Третьей сдувается сердечно-сосудистая система.
Да, навыки (автоматизмы) остаются. Какое-то время. Можешь пробить прямой, можешь провести заднюю подножку… Но постепенно нейронные цепочки слабеют, утончаются. И полагаться на это тоже уже нельзя.
Что же тогда остается? Остается Дух, характер, закаленный тренировками.
Именно бессмертный Дух всегда с тобой, и он никогда не пропадет. В отличие от силы и скорости, которые все равно уйдут со временем. Делай упор на практики, которые меняют твою личность, а не твое тело. И ты всегда будешь побеждать.
Конкретный метод может быть каким угодно — например, можно работать со страхом высоты, который есть практически у каждого человека: прыжки с парашютом, роуп-джампинг, скалолазание. В спецназе и ВДВ для проверки характера разбивают бутылки об голову. Кто-то может посчитать это дикостью, но это «дешевый и сердитый» способ понять, способен ли человек переступить через себя, преодолеть свой инстинкт самосохранения. Вышеупомянутый Алексей Суконкин пишет, что те, кто не смог этого сделать, в итоге по тем или иным причинам выбыли из роты спецназа — значит, это не просто так, значит, это испытание.
Вот еще рассказ контрактника, который служил в ВДВ и попал на курсы турецких инструкторов: «Много раз ставили как бы на грань перелома психики, например на горной подготовке мы спускались с высоты около 60 метров по отвесной стене, у всех был страх сделать шаг назад, чтобы поднабить веревку. Пара спусков и все решалось. Были ситуации, когда бойцы от страха бросали веревку и просто не могли шевелиться от страха. Во время ночного перехода одного даже парализовало посреди подъема, было еще то приключение его достать».
В общем, метод может быть каким угодно, главное, чтобы он помог тебе выйти на край своих возможностей — и немного дальше… И есть один древний воинский метод, который относится и к проверке себя, и закалке Духа, и повышению навыков выживания. Три в одном.
У древних спартанцев подросток должен был один прожить в лесу или горах год. Только после этого он имел право вернуться домой — мужчиной. Понятно, что мог и не вернуться — дикие животные, болезнь, упавшее дерево, а то и лихой разбойник. Но те, кто возвращались, потом останавливали армии персов.
Мы живем в другое время. Сейчас даже тот же спецназ отправляют в лес всего лишь на неделю. Еще отрывок из рассказа ВДВшника: «Также был курс выживания, где на протяжении около недели мы толком не ели, ибо зимой в горах есть нечего, от голода начался острый психоз, из-за какой-то мелочи мы с командиром нашей группы чуть не поубивали друг друга, причем реально. Видимо действительно от нехватки пищи человек становится самым лучшим хищником, ты готов убить любого — хоть зверя, хоть человека. Шлифовка психической закалки происходила именно на курсе выживания, падали последние барьеры, и становился действительно СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ. Ты перестаешь ценить чужую жизнь, и готов пойти до конца. Для тебя остальные люди становятся как быки для волка, да у них есть рога, но потрепыхаются немного и ты их съешь. Ты хищник, они жертвы. Эта готовность и чувство превосходства начинают ощущаться другими людьми. Выходя в «увал», ища разрядку, я специально ходил по людным местам, сборищам «гопоты», как говориться либо самому навалять, либо опи***литься. Весу во мне было около 60 кг, это для того, что бы не думали, мол, габаритный парень и т.д. Идешь по улице и реально видишь как здоровые мужики дорогу уступают, «гопы» затыкаются, когда ты мимо проходишь, реально провоцируешь драку — народ просто ломится».
Поэтому срок — неделя (почувствуй себя спецназовцем). Конечно же, летом (для начала).
Есть правила — с собой можно взять теплую одежду на ночь, нож, зажигалку (или спички), котелок (или кружку), но не более.
Опять же никаких гаджетов — телефон можно включить только в экстренном случае. Да это и полезно — очистишь за неделю сознание от липкой паутины Интернета.
Никакой еды — только то, что поймаешь или сорвешь. Это еще и задача на смекалку. Лучше всего разбить свое стойбище где-нибудь у реки — лягушки, раки, а там, может, и рыбу поймаешь. Помимо этого во влажной прибрежной траве можно найти улиток.
Далее можешь сделать и навес от дождя или шалаш из тех же жердей и лапника.
Но самое главное — это прожить все это время одному. Ложиться спать, напряженно прислушиваясь к каждому шороху, понимать, что никто не придет тебе на помощь в случае чего, и что ты реально «полопаешь» то, что «потопаешь». Такое житье вернет тебя в первобытность, обострит твои инстинкты и чувства, сделает тебя более жадным в борьбе за жизнь. Включит твои внутренние ресурсы. Ты научишься полагаться лишь на самого себя. За это время ты очистишь свой ум от шелухи и суеты, а звездное небо и вечерний костер помогут тебе понять, куда надо двигаться дальше. Ты отдохнешь от самого себя и постоишь на краю своей личности. И Лес поможет тебе в этом, потому что для нас Лес — это дом родной.
Но главное — это дойти до края и чуть-чуть (!) выйти за него.
Ознакомиться с самой книгой (и приобрести её) можно