Как появилась новогодняя ёлка, игрушки и гирлянды. Легенда и реальность - Last Day Club

Как появилась новогодняя ёлка. Легенда и реальность

чтиво

Существует довольно распространённая теория, согласно которой новогодняя ёлка – суть идейно переработанный классический языческий символ. Дескать, древние кельты (что важно – именно кельты, а не какие-нибудь галлы) каждую зиму устраивали традиционные жертвоприношения, дабы умилостивить «Великого Старца Севера» или каких-нибудь местных злых духов. Разумеется, жертвоприношения были человеческими – другую «валюту» злые языческие боги не приемлют.

Так что кельтские друиды своими ритуальными серпами потрошили военнопленных или даже мирных жителей, а внутренности и органы развешивали на самой старой и мощной ели. Потом, к счастью, пришла культура, цивилизация и христианство, однако народ уже привык развешивать на ёлочках всякое. Пришлось срочно выдумывать более мирные аналогии и адаптировать языческий праздник под христианские нужды.

Старец Севера - Как появилась новогодняя ёлка, игрушки и гирлянды. Легенда и реальность - Last Day Club

Вот только есть у этой захватывающей теории несколько слабых мест.

Для начала, вся имеющаяся у нас информация об обычаях кельтов “из первых рук” получена от их врагов – римлян. А демонизация врага – это явление, активно практикуемое во все времена. Причём римляне сами человеческими жертвоприношениями не брезговали. Те же гладиаторские бои изначально проводились в рамках тризны по умершим богатым и влиятельным гражданам. Ну а пришедшие потом к власти христиане просто обязаны были максимально очернить любые альтернативные религиозные взгляды.

Далее. Археологи не нашли ни одного массового захоронения жертв подобных ритуалов. А ведь они должны были проводиться каждый год и практически в каждом крупном населённом пункте. Но ничего подобного обнаружено не было.

Третье. В восстановленных по археологическим данным и оригинальным записям кельтских традициях с ритуальными жертвоприношениями всё как-то вяленько. Да, деревья кельты почитали, да и лесных духов всячески старались умилостивить. Но чаще всего – едой. Символизма тут было больше – каждый обязан был пожертвовать часть своих и без того малых запасов для «общего дела». В этом было куда больше смысла, нежели в принесении в жертву какого-то случайного мужика.

Так что серьёзные источники «кровожадную версию» происхождения новогодней ёлки не рассматривают.

Новогодняя Ёлка

Сама традиция связывать определённые праздники с деревьями – довольно древняя и развитая. Однако в контексте празднования нового года – неоднозначная. Языческий праздник Йоль, ассоциирующийся с современным Новым Годом, был неразрывно связан со «святочным поленом». Дубовым. Ведь именно дуб в европейском язычестве являлся «главным деревом». А ель стала ассоциироваться с праздником намного позже.

На этот счёт даже легенда есть. Дескать, некто святой Бонифаций в VII веке нашей эры активно боролся с язычеством. И демонстративно спалил главный языческий дуб. А на вопрос местных – «а чё нам теперь делать?» – указал на небольшую ёлочку и доходчиво разъяснил, что если уж хотите водить хороводы вокруг чего-нибудь, то пусть это будет угодное Христу вечнозелёное дерево.

Почему именно ель? А вот тут сложно. Дело в том, что в Библии с Рождеством Христовым вообще никакие деревья не ассоциируются. Но потом упоминаются пальмовые ветви, которыми народ приветствовал Христа, когда тот в Иерусалим въезжал. И вот эти вечнозелёные пальмы и превратились каким-то образом в традиционные рождественские деревья. Между прочим, в тех странах, где с ёлками напряг – до сих пор пальмы украшают. Ну а там, где пальм нет, приходилось искать любые вечнозелёные деревья, ибо только это символизировало бессмертие души — ёлка, сосна, пихта.

Что важно. Изначально деревья никто не рубил и в дом не тащил. Хотя бы потому, что друиды за такое поведение могли спокойненько провести описанное выше «праздничное потрошение». Приходилось довольствоваться еловыми ветками, из которых делались венки и подставки под свечи.

Что касается остальной традиционной новогодней символики (шарики, гирлянды, мишура и т.д.), то с ней всё более-менее просто и понятно. Итак.

Мишура

Впервые появилась в начале семнадцатого века в Германии. И представляла собой тонкие нити из натурального серебра. Довольно дорогое украшение, что уж там. Да и серебро быстро теряло свой блеск, так что пришлось искать альтернативы. Сначала – олово, потом – свинец. Ага, тот самый свинец, контакт с котором со временем вызывает отравление. Так что появление в семидесятых годах прошлого века мишуры из пластиковой плёнки оказалось очень кстати.

Гирлянды

Где-то в конце семидесятых годов девятнадцатого века, некий телеграфист Ральф Моррис решил немного украсить к Рождеству своё рабочее место. И на глаза ему попались сигнальные лампочки, которые использовались на телефонных и телеграфных станциях того времени. Идея всем понравилась, поскольку такие лампочки были куда безопаснее и долговечнее традиционных рождественских свечей.

Шарики

Первоначально вместо шариков использовались банальные яйца, яблоки и прочая снедь. И у каждого из таких украшений было своё символическое значение. Впрочем, народ быстро сообразил, что символ можно заменить «упрощённым символом», так что вместо натуральных фруктов и овощей, которых было жалко, начали вешать их деревянные копии. Впрочем, традиция вешать конкретно фрукты и сладости сохранилась до сих пор. А первые стеклянные шары появились в 1848 году, благодаря работе стеклодувов Германии. Правда, были они тяжелыми и толстыми – стекло использовалось бутылочное, но всего за несколько десятилетий стеклодувное искусство шагнуло далеко вперёд.

1 комментарий к “Как появилась новогодняя ёлка. Легенда и реальность”

  1. Да и хоть просто листья вешать к стену даже это грех, потому что все зависить от Аллаха, ладно ни какое жертвоприношение не было, пусть будет так, но зачем тогда дедмороза и зачем танцевать возле ёлки? Все это грех и грех. Это просто глупость цивилизованные народы.

    Ответить

Оставьте комментарий