Можно справедливо сказать, что начиная от Книги Откровения и до проблемы Y2K, а потом и до предполагаемого конца света, предсказанного календарем майя на 2012 год, людей всегда восхищал «конец света», он же «апокалипсис», и следующий за ним «постапокалипсис». Это часть нашей линейной, фаталистической, религиозной и/или нигилистической системы мышления: если у всего было начало, то все должно и заканчиваться, верно?
Как утверждает Хён Чжун Мун в своей диссертации “The Post-Apocalyptic Turn”, наша одержимость всемирными бедствиями проистекает из “неотложных социально-политических аспектов, таких как опасность глобализации, влияние неолиберальной капиталистической гегемонии, экологические катастрофы, хрупкость человеческой цивилизации и так далее”. Неудивительно, что именно эти вопросы часто проявляются в тематике современных фильмов ужасов, научной-фантастики и триллеров. Например, чрезмерная популярность тематики зомби говорит нам о том, что человечество сильно боится появления/распространения инфекций и их эпидемий.
Table of Contents
10 отличных фильмов в жанре постапокалипсис
В статье мы рассмотрим десять фильмов, вышедших в 2016 и 2017-ом годах, которые освещают мир апокалипсиса и постапокалиптические сценарии, будь то неизлечимая болезнь, стихийное бедствие или инопланетное вторжение. Многие из фильмов кишат зомби, а общее у них — все эти фильмы о том, как природа человека, его поведение и восприятие морали меняются в дивном и в то же время страшном мертвом мире.
Пандемия (Pandemic)
Срежиссированный Джоном Суитсом, фильм “Пандемия” переносит зрителей на места первого класса в экспрессе, который мчится в самое сердце зомби-апокалипсиса. Лорен Чейз (Рэйчел Николс) — врач из Лос-Анджелеса, который отправляется на миссию по поиску потерянного медицинского подразделения. То, что они обнаруживают, — это (как и следовало ожидать) резня и хаос, улицы, заполненные зараженными людьми «Стадии 5», которые могут бегать и манипулировать объектами как оружием.
Но несмотря на весьма типичный сюжет, фильм выделяется благодаря интересному типу съемки. Съемка идет от лица персонажей (запись на встроенных камерах). Как и в случае с шутерами от первого лица, этот маневр заставляет зрителя чувствовать себя близко, даже слишком близко к драме, насилию и трудным решениям, которые Лорен должна принять, чтобы спасти свою дочь.
Кловерфилд 10 (10 Cloverfield Lane)
Когда весь мир летит к чертям, последнее, что вам стоит делать — доверять “добрым” незнакомцам. Псевдо-продолжение Дэна Трахтенберга к фильму 2008 года «Кловерфилд» сочетает жанр постапокалипсис с психологией и ужасом паранойи.
После автомобильной аварии Мишель (Мэри Элизабет Уинстед) просыпается в комнате без окон, похожей на погреб, с Говардом (Джоном Гудманом), который утверждает, что спас ее от нападения на Землю, в результате которого воздух был смертельно загрязнен. Бункер Говарда, по-видимому, является безопасным убежищем, оборудованным системой фильтрации воздуха, генератором и запасами продовольствия. Также в бункере проживает Эммет (Джон Галлахер), сотрудник Говарда. Не имея четких доказательств того, что от мира над ней осталась лишь пустошь, Мишель начинает подозревать, что Говард на самом деле — лживый, бредящий серийный убийца, и что она и Эммет — его следующие жертвы.
Клаустрофобный и наполненный хитрыми психологическими головоломками, этот фильм заставляет зрителя задуматься над дилеммой: застрять с потенциально опасным человеком или же сбежать от него в мир, который потенциально полон опасностей. Выступление Уинстеда, в котором он показал себя как высокоинтеллектуального, находчивого и жизнерадостного героя просто захватывающее, вплоть до удивительного и драматического завершения фильма.
Пятая волна (The 5th Wave)
“Пятая волна” от Дж. Блэйксона страдает от поспешного и неуклюжего повествования, плохой игры второстепенных персонажей, сюжетных дыр (как самая очевидная, персонажи, живущие в постапокалиптическом мире, ходят с чистыми головами, будто каждый вечер принимают душ). Несмотря на такие упущения, этот фильм достоин упоминания, ведь он — единственный в нашем списке представитель научно-фантастических/постапокалиптических фильмов для подростков.
После того, как появляется гигантский НЛО и неизвестные инопланетяне начинают истреблять человеческую расу, используя различные смертоносные «волны» (первая волна представляет собой электромагнитный импульс, который отключает все электричество, вторая — серию землетрясений и цунами и т. д.), ученица средней школы Кэсси Салливан (Хлоя Грейс Морец) потеряла родителей, а затем была разделена со своим младшим братом, которого она теперь должна найти, даже рискуя собственной жизнью. Не очень легко выжить в стране, которая стала антиутопическим военным государством, где даже другие люди представляют угрозу. Тем не менее, Кэсси — находчивый главный герой, который быстро приспосабливается к суровому новому миру, чтобы защитить себя и своих близких.
Достойный (The Worthy)
Новый фильм Али Ф. Мостафы «Достойный» переносит нас в постапокалиптический арабский мир, где хроническая нехватка воды сделала эту жизненно важную жидкость доступной для очень немногих; все остальные должны найти воду и, возможно, даже бороться за нее. Небольшая группа выживших прячется внутри склада, где хранится последняя оставшаяся чистая вода. Когда двое случайных людей входят в состав этой группы, они становятся пешками в игре на выживание, «по результатам которого, только один из них будет выбран достойным».
Сюжет ловко опускается в хаос, превращая фильм в триллер, смешанный с сильным социальным подтекстом. Для Рами Ясина, сопродюсера фильма, часть силы и важности фильма проистекает из его описания уничтожающих мир событий с явно арабской точки зрения, таким образом, фильм задает вопрос: “Будем ли мы живы через десять лет, если это продолжится?”
Важно заметить, что фильм не только рассматривает проблемы с региональной точки зрения, он также раскрывает всеобщее стремление бороться за человечность. «Достойный» получил заслуженное признание — он удостоился высокой оценки на Лондонском кинофестивале BFI в октябре 2015-ого года, и после этого он был выпущен в Объединенных Арабских Эмиратах и на других мировых рынках в начале 2017-ого года.
Убежище (Refuge)
«Убежище» — это фильм, который заставит вас задуматься о том, что нужно — эмоционально и физически — чтобы поддержать вас, если все мировые институты рухнут в один миг, а мир действительно придет к своему концу. Постапокалиптический ландшафт режиссера Эндрю Робертсона — удручающий, полный серого неба, вечного голода и маньяков, владеющих бейсбольной битой отнюдь не на уровне игроков, которые грабят и убивают других выживших.
Начиная с «Особняка» в 2013 году, «Убежище» наконец-то получило большой релиз в 2016-ом году от дистрибьютора Gravitas Ventures и теперь доступно на VOD. Что делает этот фильм достойным внимания — это его реализм и то, как фильм создает всепроникающее чувство отчуждения и неизбежной смерти. В сюжете участвуют две группы, играющие в кошки-мышки. Кошка — стая вторгающихся в дом бандитов, мышь — молодая семья, пытающаяся защитить себя. Послание фильма мрачное и загадочное, а камера остается загадочно объективной, осторожно и непростительно показывая нам, как могут столкнуться принципиально разные подходы к выживанию.
Пыль (Dust)
Потребовалось девять лет работы и 100 000 долларов из краудфандинга, чтобы создать 25-минутное произведение искусства под названием «Пыль». Впервые концептуализированный Джошом Гриером, Марком Гриером и Джейсоном Галлати в 2007 году, фильм «Пыль» был выпущен на суд миру в 2016-ом году после большого успеха на кинофестивалях.
История разворачивается в постапокалиптической Японии, где загадочная болезнь охватила сельскую местность. В качестве защитной, но жестокой меры, город Кабе планирует укрепить свои стены, закрыть ворота и настроиться против всех, кто остался снаружи. Эмоционально разрушенный после смерти дочери, одинокий следопыт по имени Ирезуми (Масаси Одате) ищет источник таинственной пыли, которая разносит болезнь, пытаясь выяснить, как спасти мир, который находится в критическом состоянии.
Снятый в разных местах по всей Японии, фильм «Пыль» рисует портрет апокалипсиса как пышную, меланхоличную пустоту, тени которой заполнены волшебными и испорченными существами.
Поезд в Пусан (Train to Busan)
Хотя «Поезд в Пусан» у Ен Сангхо более апокалиптический, чем постапокалиптический, он дает нам хороший обзор сценария для конца света. В течение одной поездки на поезде страна превращается в залитое кровью государство, которое лжет через СМИ и истребляет своих граждан. Сек-Ву (Ю Гонг) — разведенный отец, который обещает взять свою дочь Су-ан (Су-ан Ким) в поездку, чтобы девочка могла увидеть родную мать в Пусане. Вероятность выполнения обещания, данного дочери, начинает стремиться к нулю, когда на борту поезда, с глубокой раной от укуса на ноге, появляется женщина. Которая быстро превращается в жуткого белоглазого зомби, который может бегать и кидаться на окружающих со сверхъестественной скоростью.
Зараженная женщина нападает на сопровождающего поезда, который также заражается, и так начинается настоящая эпидемия. Главные герои — все они представляют различные возрастные категории и классы — должны работать вместе, чтобы перемещаться между вагонами, в поисках безопасного места, не имея при этом настоящего оружия, чтобы защитить себя. В этом фильме трудно найти комический подтекст и моменты, когда можно перевести дух и спокойно вздохнуть, но каким-то образом ему все же удается исследовать распад общества и порядка, семейные ценности и волю к выживанию.
Обитель зла: Последняя глава (Resident Evil: The Final Chapter)
Да, они все еще делают эти фильмы, но если верить обещаниям, этот будет последним. Элис, главная героиня, исполненная Миллой Йовович, возвращается в игру. Героиня, которая пытается спасти мир от орды зомби и мутантов, выпущенных корпорацией Амбрелла. Элис должна вернуться в Раккун-Сити, источник вспышки заболевания, чтобы уничтожить злой суперкомпьютер, Красную Королеву.
Хотя сюжет может быть слишком приевшимся для фанатов серии и тех, кто играл в серию игр, мы точно можем ожидать, что в этом фильме будет много экшена, а также покажутся некоторые грандиозные кадры пустоши Раккун-Сити. «Resident Evil: The Final Chapter» вышел в Северной Америке в январе 2017 года.
Выжившая (Hostile)
«Выжившая» (2017) — первый художественный фильм, снятый французским режиссером Матье Тури. Хотя в настоящее время о фильме мало что известно, его название звучит очень многообещающе. Джульетта — главная героиня фильма, пережившая апокалипсис. Большая часть населения мира была истреблена. Кроме того, в мире есть некие существа, которые выходят ночью на охоту (вы же заметили силуэт зверя, изображенный на обложке фильма).
Джульетта — одна из немногих, кто достаточно смел, чтобы рисковать, делая вылазки в опасные города, чтобы добыть себе пропитание. Возвращаясь из одной из этих миссий, она разбивает свой грузовик и проснувшись со сломанной ногой, она видит, как солнце садится. Что касается целей и мотивов фильма, Тури сказал следующее: «В Hostile я хочу рассказать интенсивную и трагическую историю». Тури уверен, что люди хотят выжить — физически, умственно и морально — когда наступит страшный апокалипсис.
Бремя (Cargo)
Фильм Бена Хоулинга и Иоланды Рамке, который вышел в свет в 2017 году, обещает стать зомби-историей, затрагивающей сердце зрителя. У Энди (Мартин Фриман) есть 48 часов, чтобы доставить свою дочь-младенца Рози в безопасное место, а для этого ему порой придется заключать сложные альянсы и сражаться со смертью.
«Бремя» — это полнометражная версия одноименного короткометражного фильма 2013 года, который вы можете найти и посмотреть. Эта «тизерная версия» дает нам представление о том, что ждет Энди и Рози, показывая их в начале и в конце миссии Энди. Несмотря на то, что мы знаем судьбу Энди, для идеалистического зрителя фильма «Бремя» кажется наполненным внутренней надеждой (весьма редкое явление в постапокалиптических фильмах), ведь он использует образ ребенка, чтобы показать выживание человеческого сострадания вопреки всему.
Оригинальная статья:
В какой вселенной «Пятая волна» хороший фильм про пocтaпoкaлипcиc…?
Пусть по Крузу или Денисову снимают. А то хрень какая-то у них выходит. Или лютый бред, или философская муть с пацифизмом и толерастией, или бабовоины скачут.
«ВыжившИЕ»!
А «Выжившая» — это фильм про изнасилование и месть. Никакого апокалипсиса или постапокалипсиса.