Как перестать волноваться перед боем, экзаменом, собеседованием и «отпустить» себя? Почему человек, стараясь действовать как можно лучше в какой-либо ситуации, иногда терпит сокрушительное поражение? Почему спортсмен, на тренировке «рвущий» своего оппонента, становится вялым и безвольным на соревновании и проигрывает тому «вчистую»?
Вспомним классический пример с бревном. Если бревно лежит на земле, пройти по нему легко. Можно даже пробежать. Если поднять это же бревно на высоту метра, двигаться по нему будем уже более осторожно. А если поднять это бревно на высоту трех метров? Кто-то вообще откажется идти, кто-то будет идти шажками, и только редкий человек спокойно его перейдет. Почему? Ведь толщина бревна не зависит от высоты его расположения! Но высота влияет на нас — при подъеме возникает и повышается чувство опасности. И, что самое интересное, желая перейти, например, бревно, человек будет перенапрягаться и как раз из-за этого может упасть! Проиграть из-за того, что собрал все силы, чтобы выиграть. Почему такое происходит? Почему психика и тело предают нас?
Психологи называют это сверхценностью, или сверхмотивацией. То же самое и в делах, и в личной жизни — желая сдать экзамен «на отлично», студент может переволноваться до такой степени, что впадет в ступор и ничего не сможет ответить. Хотя, выйдя из аудитории, он сможет рассказать все билеты наизусть. А спортсмен, желая победить, будет нервничать так сильно, что «перегорит», и выйдет на ковер уже с ватными мышцами. И проиграет опять же тому, кого «рвал» на тренировках. Получается, что экзамен или соревнования — это «бревно на трехметровой высоте». Человек сам повышает значимость события и сам же из-за этого себе вредит. Потому что тут задействовано Эго — страх опозориться, страх проиграть. Причем, в присутствии окружающих…
Что же делать? Психолог Владимир Викторович Антипов в своей книге «Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям«, ничего не выдумывая, обращается к традиционной формуле русских ратоборцев — «Я не свой, я Божий«. Это больше, чем высказывание. Это концепция, это целое мировоззрение, которое применимо не только на поле битвы. «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой». Конечно, в каждом народе были свои формулировки такого мировоззрения — «Самурай живет для смерти«, и другие, но нам в силу традиций больше подходит своя. С виду они разные, но суть одна — человек «отпускает» ситуацию, не думает о результате, и становится более свободным и раскованным в своих действиях. Он не думает о том, как выглядит, сможет ли не опозориться и т.д. — и, что самое интересное, за счет этого как раз может победить! Он не мешает сам себе, и весь свой потенциал пускает в дело. Его КПД становится выше.
Не всегда от человека зависит победит он или проиграет. И речь не только о боевых действиях, когда одного может убить случайная пуля в тылу, а другой останется жив после разрыва гранаты рядом. В городских условиях, особенно с применением «огнестрела» бывают случаи не менее интересные… А этот подход помогает человеку относиться к грядущим событиям более спокойно — он отрешается от самого себя.
И это не значит, что человек пассивно плывет по течению — он действует, но перестает пытаться контролировать результат. «Делай, что должно, и будь, что будет» — вот логичное продолжение предыдущей формулы. То есть, действуй, не сиди на месте! А там как получится. Жизнь — тоже лотерея. Так стоит ли волноваться? Всем известно, какие порой крутые и невероятные повороты происходят в жизни. Постепенно человек становится здоровым фаталистом. Это не значит, образно говоря, что в грозовую ночь он залезет на крышу и возьмется рукой за громоотвод. Это значит, что если гроза застигнет его в поле, он не будет особо волноваться (и уж тем более паниковать).
И, видимо, здесь надо искать истоки такого известного средневекового феномена, как «Божий суд» — точнее, судебный поединок. Если ты искренне веришь, если ты прав, значит, твои движения в бою будут точнее, значит, Бог будет с тобой, и ты победишь! Отсюда недалеко и до другой известной формулы: «Сила в правде«. Конечно, кто-то скажет, что это банально и всем давно известно. Но дело в том, что от знания до умения иногда лежит целая пропасть. Кто-то живет по этой формуле, возможно, этого не осознавая, а кто-то только хочет к такому мировоззрению придти. И тут мало прочесть статью — редко кто умеет менять парадигму своего мышления после статьи или фильма. В традиционном обществе это воспитывалось годами — мальчик рос в этой среде, видел, что остальные живут по этой заповеди, впитывал ее в себя и постепенно она становилась частью его личности. В наше время это мало реально — если только вы, скажем, не живете в старообрядческой общине… Но есть специальные практики, универсальные методы, которые появились, скорее всего, в глубокой древности, и помогут любому желающему.
Методы эти отличает суровость и простота, а еще эффективность. Это не красивые сказки и ничем не подтвержденные сказания. Это не изощренные упражнения, которые в традиционном обществе никто бы не смог делать кроме отшельников (слишком много времени они отнимают). Нет — эти методы просты, но трудны. Один из них, который может выполнить любой желающий — одиночная ночевка в лесу. Надо одному пойти в лес — в безлюдное место, где не слышен антропогенный шум, и там переночевать.
С собой можно взять только нож и спички (зажигалку, огниво). Никаких палаток, рюкзаков, и сверхтехнологичных примусов. Идти в том, в чем ходишь в лес обычно. Ситуация — как будто ты заблудился в лесу и вынужден заночевать. Вдобавок это задача на смекалку — как и на чем спать? Чем укрываться? И ночью, когда вокруг будет шум непонятного происхождения, когда будут раздаваться странные шорохи и совсем рядом трещать ветки, надо будет «просто» взять и уснуть. Не напрячься, а расслабиться, что труднее. И это на уровне подсознания поможет «отпустить» себя, став психологическим «якорем» на всю жизнь. Как бы внутренней отметкой.
Такая практика вызовет лишь ироничную улыбку какого-нибудь таежного охотника — «Вечно эти городские что-нибудь выдумают«, но для современного представителя урбанистической среды это действительно будет испытанием. Ночью обостряются все чувства, тем более, в лесу, который кажется таинственным в это время суток, и тогда можно приблизительно почувствовать то, что чувствовали наши далекие первобытные предки. Не все могут уснуть в первый раз, а некоторые вообще возвращаются домой. Естественно, что проводить такие опыты на себе надо в теплое время года (летом).
К сожалению Владимира Викторовича Антипова, познакомившего нас с этими простыми, но эффективными приемами, которые в свою очередь являются частью более обширного мировоззрения, сегодня нет с нами. Но остались его книги, в которых ясно отражается его стремление сделать этот мир лучше и поделиться с нами крупинками удивительной мудрости.
Из книги «