В первой части серии «Стань мастером ближнего боя» мы обсудили опасность линейного мышления при огневом контакте в ограниченных пространствах (в западной терминологии CQB — Close Quarters Battle, или CQC — Close Quarters Combat). В большинстве случаев при обучении ближнему бою основное внимание уделяется работе в классической «коробке» — квадратной или прямоугольной комнате с четырьмя углами. На наших курсах CQB одно из первых действий, которое я жду от бойцов штурмовой команды ещё до того, как они спланировали тактику захвата объекта — это создание специальной тактической схемы помещения для определения наилучшего способа штурма.
Table of Contents
Не все помещения в CQB одинаковы
На нашей практике везде и всегда встречались помещения разных форм и размеров — от совсем небольших, до откровенно здоровых. Мы называем их просто — малые (short rooms) и большие комнаты (large rooms). В таких местах например, как Афганистан, великое множество малых комнат — как по размеру, так и по высоте, и этот факт был ключевым при работе там.
Примером малой комнаты может служить небольшой дом или пристройка, сарай, туалет, склад. Зачистка таких небольших объектов обычно выполняется двумя бойцами. А теперь вспомним понятия «сильной» (heavy) и «слабой стороны» (weak side) помещения, которые мы разбирали в первой части.
Как вы можете видеть на рисунке, в «коробке» с входом, расположенным справа, «heavy side» находится слева. То есть это большая по размеру и неизвестная область. Помещение зачищается от известных областей к неизвестным, поэтому в данном случае правая сторона будет первостепенной целью для штурмовой команды.
А теперь о том, почему в CQB так важно расположение входа в помещения. Посмотрим на структуру комнаты снова, но на этот раз — начнём с углов. Углы, которые наблюдаются с точки входа, называют «лёгкие углы» (easy corners), а углы, которые не видны с точки входа — соответственно «сложные углы» (hard corners). В обычной квадратной комнате «легкие углы» будут расположены на противоположной от точки входа стороне. Это почти всегда верно — «лёгкие углы» находятся дальше от входа.
Это важно, потому что с места входа мы можем видеть лёгкие углы и работать по ним до того, как переступим порог и нам придётся контролировать ещё и тяжелые углы. Если мы заметим проблемы — признаки угрозы, ловушки, растяжки, мы можем вовремя изменить план и выбрать другой вариант входа, тем самым получив преимущество по времени и пространство для манёвра. Сложные же углы вы не будете видеть до тех пор, пока не войдете в комнату, поэтому это, по сути, слепые пятна, если конечно у вас нет наблюдательных устройств, таких как специальный перископ или камера под дверь, которые позволят рассмотреть опасные места до проникновения в помещение.
Помните, что вам придётся сталкиваться с помещениями, в которых будет больше сложный углов, чем лёгких, и наоборот. Взять хотя бы L-образную комнату — никогда не знаешь, что за поворотом. Кроме того, в комнатах с входом по центру всегда есть два сложных угла, тогда как в «коробке» с угловым входом «сложный угол» всего один. Это тактически важно — зачищать помещение из центрально расположенной точки входа сложнее, потому что так существует больше «слепых» областей, которые мы не видим и не контролируем с «порога».
Все остальные углы, которые не учитывались в первичной схеме входа, или которые не предполагалось обнаружить — это также «сложные углы», но второстепенные, мы зовём их «последующие сложные углы» (follow-on hard corners), на схеме выше они отмечены знаком #. Вы можете называть их «неизвестными углами», например, «неизвестный слева» — терминология не имеет значения, главное чтобы бойцы в вашей команде понимали друг друга. Относитесь к таким углам как к любым другим — дальше в статьям мы поясним, почему.
Прежде чем двигаться дальше, давайте пройдёмся по принятой в рамках данной серии терминологии.
Обозначение помещений в CQB
- Комната с центральным входом (center-fed room) — помещение, точка входа в которое расположена в центре одной из стен. Это не означает, что обе части стены слева и справа от двери, одинаковой длины, это означает что вход ведёт в центр помещения.
- Комната с угловым входом (corner-fed room) — помещение, входная точка в которое расположена ближе к углу стены, или в самом углу.
- Коробчатая комната, «коробка» (box-shaped room) — прямоугольной или квадратной формы помещение с четырьмя углами.
- Линейная комната (linear room) — обычно прямое и растянутое по длине помещение, например, коридор. Это помещение имеет легко просматриваемые углы.
- L-образная комната (L-shaped room) — два объединённых прямоугольных помещения, представляющий в итоге латинскую букву L. Бывают лево-направленными (когда вторичное помещение уходит влево) и право-направленными.
- Сильная сторона комнаты (heavy side of the room) — сторона помещения справа или слева от точки входа, являющаяся большей по площади.
- Слабая сторона комнаты (weak side of the room) — сторона помещения справа или слева от точки входа, являющаяся меньшей по площади.
Обозначение углов в CQB
- Сложный угол (hard corner) — тот угол в помещении, которые нельзя увидеть и оценить с точки входа, для этого требуется как минимум войти внутрь. Такие углы также называют невидимыми (unseen corners) или неизвестными (unknown corners) углами.
- Лёгкий угол (easy corner) — угол, который можно наблюдать непосредственно с точки входа, до или во время входа в помещение. Такие углы могут быть известны как простые (soft corners), дальние (deep corners), видимые (seen corners), известные (known corners) углы.
- Главные углы (primary corners) — углы, которые мы ожидаем увидеть внутри помещения или той его части, в которую попадаем непосредственно через точку входа. Это и сложные углы, и легкие углы.
- Вторичные углы (secondary corners) — один (обычно) или несколько углов, на которые натыкаешься уже после входа в помещение и которые не входил в первичный план по зачистке, ввиду сложной структуры помещения и/или недостатка информации. То есть это и есть «последующий сложный угол» (follow-on hard corner).
Последняя деталь «анатомии помещений», которую мы рассмотрим в сегодняшней статье — это различие между «короткой стеной» и «длинной стеной». Как мы говорили — не все помещения одинаковы, и это в частности подразумевало, что смежные стены даже одной комнаты почти всегда разной длины.
На первый взгляд этот факт может показаться малозначительным, но в условиях CQB вам придётся «двигаться по длинной стене» (running the short wall) или «двигаться по короткой стене». Это можно использовать для достижения преимущества, например перемещаясь от точки входа вдоль длинной стены, что даст вам дополнительное время. Запомните этот момент на будущее — мы ещё коснёмся его.
Обозначение стен в CQB
- Короткая стена (short wall) — наиболее короткая стена, начинающаяся от точки входа в помещение, которую может использовать штурмовая команда.
- Длинная стена (long wall) — наиболее длинная от точки входа в помещение стена, с которой также может работать штурмовая команда.
Тактическая схема CQB
Это базовая тактическая схема, та самая, которую мы называли «анатомия помещения». Далее мы узнаем, как её использовать и делать правильные выводы с помощью приведённых концепций. Затем мы объясним, какие препятствия могут возникать при работе с базовой схемой.
Вообще, в науке ближнего боя CQB, или если точнее — огневого контакта в ограниченных пространствах, существует огромный объём информации, которую нужно знать. Тактическое различие между помещениями с окнами и без, Т-образные и U-образные комнаты, смежные двери и двери, расположенные напротив друг друга, открытые и закрытые двери, «сильная» и «слабая» сторона двери, единичные, смежные и последовательные комнаты, открытые и закрытые области, балконы, выступы, лестницы и так далее — о многом нам хотелось бы рассказать, но это потребует отдельных и обширных публикаций, поэтому пока давайте остановимся на том, что уже знаем.
Итак, все необходимое, что относится к «анатомии помещений» — базовой тактической схеме, мы рассмотрели. Теперь научимся это использовать.
Абзац английский остался.
Упс =)
Спасибо, поправил!