Тема виктимности очень тонкая, в подробности вдаваться особенно не будем, потому как такие вещи вообще требуют отдельно цикла и особого рассмотрения, потому как вопрос частично философский, и очень сильно завязан на психологию и ее связку с физиологией. Поэтому просто коснемся темы, под завесу цикла.
Но вот то, что это должно объясняться на занятиях по самообороне — это факт.
Table of Contents
Что такое виктимность?
Я не люблю общепринятое определение: «Виктимность — склонность стать жертвой преступления«.
Дело не в том, что кто-то склонен стать жертвой, а кто-то нет. Не в том, что кто-то провоцирует на противоправные действия в его отношении, а кто-то нет. Мне вообще противна сама формулировка того, что жертва сама виновата и сама спровоцировала агрессию к себе.
Человек, который перекладывает вину в нападении на жертву, должен быть
вые…ан в жопу сучковатым бревномотправлен в очень далёкое пешее эротическое путешествие. Без вариантов.
Но однако же, факт — есть понимание того, что на одного человека нападают с большей степенью вероятности, на другого в меньшей.
Можно вспомнить и такой пример: почему два человека, живущих в одном районе, в одном доме, в одном подъезде, «выхватывают» по-разному? Не в смысле «одного бьют по морде, а другого по жопе«.
Все интереснее — один человек считает, что живет в жутком районе, его периодически бьют и грабят, а второй знает, что райончик, конечно, тот еще, но его ни разу не били и не грабили. При этом эти люди могут не различаться статями. То есть, когда первый — типичный ботаник со скрыпочкой, а второй — нечто габаритов и внешности Валуева, то вопросы снимаются сами по себе. Но как объяснить такую ситуацию, если оба — среднестатистические граждане без кардинальных различий во внешнем виде?
Так что же такое виктимность?
В моем понимании и интерпретации — это совокупность психологических признаков и особенностей, и их механических проявлений, которые выдают в человеке потенциальную слабость и неспособность оказать сопротивление.
На самом деле всё не так сложно, как звучит. Дело в том, что, помимо привычных нам каналов общения, таких как разговор или письмо, есть еще такая вещь, как невербальное общение.
Это то, что воспринимается подсознательно, практически не поддается осознанному управлению (за исключением специально дрессированных для этого людей).
Это совокупность того, как мы двигаемся в целом, как мы держим голову, как мы двигаем руками, как мы смотрим по сторонам, как говорим по телефону, как просто говорим, как реагируем на контакт с окружающим миром.
В большинстве случаев любой человек может угадать, что тот или иной человек уверен в себе, или ему грустно, или наоборот он доволен. При этом можно не наблюдать ярких признаков проявляемых эмоций и душевного состояния (улыбка, смех, слезы). Но сказать можно достаточно уверенно. При этом большинство не сможет внятно объяснить, почему он так считает, и почему ему так кажется.
Конечно же, от инструктора не требуется быть специалистом по невербалике и психологии. Хорошо бы, но не обязательно. Но то, что человек, который учит защищать себя, должен уметь видеть те самые признаки виктимности — это факт. Должен уметь видеть и указывать на них обучающимся. Для того, чтобы те их искореняли.
Дело в том, что виктимное поведение очень плотно связано с «уверенностью в себе«.
Если человек не уверен в себе, сам чувствует свою слабость, то ему очень сложно (а порой и практически невозможно) транслировать эту уверенность во внешний мир. Особенно если учесть, что эта «трансляция» идет неосознанно и непрерывно, обычный человек никак не может это контролировать. И из-за этого человек очень сильно отличается от другого, того, который уверен в себе. Причём эта уверенность может быть основана совсем на других причинах, никак не связана с возможностью человека дать отпор, но внешне один будет восприниматься слабым, а другой наоборот — сильным. Хотя в реальности все может быть совсем наоборот.
В отношении криминального элемента (особенно уличного криминала) существует вполне логичная теория о выборе жертвы по принципу хищник-жертва. То есть механизм природный, хищник выбирает самую слабую жертву, чтобы гарантировать (или обеспечить максимум возможностей) себе результат в ходе охоты. Животный мир, в силу ограничений по коммуникации, очень много возлагает именно на невербальные признаки поведения у потенциальных жертв. Точно так же ориентируются в пространстве те, кто выбирает себе жертву среди людей.
Мы обязательно будем говорить на эту тему отдельно и подробно. Но для инструктора по самообороне умение не просто видеть, но и понимать, какие именно признаки выдают в человеке слабость — это очень важный и нужный навык. Который необходим просто для того, чтобы объяснить эти принципы (хотя бы и базовые, этого будет в большинстве случаев достаточно) тем, кто у него обучается.