Система Dekiti Tirsia Siradas является основой всего филиппинского искусства ножевого боя. Она включает в себя не только прикладные основы и принципы ведения боя, но и культурно-философские аспекты, традиционные для жителей этого региона.
Одной из главных особенностей Dekiti Tirsia Siradas является ее отождествление с Кали, что отображается в принятии ценностей и духовных норм этого учения. Само же учение ведет свою историю с появления первых организованных племен на Филиппинах, например Маджапахит и Шри Вишайн. А жители островов, известные нам как филиппинцы, на ранних картах именовались народами Кали.
Слово Кали происходит от более ранней его версии Калис, что означает клинок или использование клинка в бою (здесь можно провести некоторую аналогию с названиями таких европейских племен, как Саксы или Франки).
Формирование принципов Dekiti Tirsia Siradas происходило в течение нескольких столетий, пока предки современных жителей Филиппин отрабатывали базовые техники поведения в бою, и создавали свои продвинутые, совершенно нетипичные для других боевых искусств, приемы. Со временем эти отдельные элементы соединились в целостную органичную систему, распространившуюся в настоящее время по всему миру и известную как система ножевого боя Кали.
Table of Contents
Ножевой бой в истории Филиппин
Первое историческое упоминание о боевом применении этой системы филиппинского ножевого боя можно отнести к битве при Мактане 1521 года, в которой вооруженное более современным оружием войско Магеллана потерпело поражение от отряда вождя Лапу-Лапу, имевшего в своем распоряжении только ножи и копья. Погиб в этом бою и сам Фернанд Магеллан.
Филиппино-испанская революция, случившаяся чуть более, чем через 300 лет после этого события, вновь стала поводом для того, чтобы продемонстрировать эффективность боевых принципов ножевого боя Кали. Так, проиграв революцию, правительство Испании сочло самым лучшим решением проблемы с восстанием на Филиппинах просто продать ее вместе со всеми жителями Соединенным Штатам по цене 3 доллара за голову. Это решение и было воплощено в жизнь при подписании Парижского договора 1889 года. С этого самого момента началась, пожалуй, самая кровавая страница в истории всех Филиппин.
Так, в 1890 году американские отряды во главе с адмиралом Дьюи высадились на острова и приступили к подавлению восстания филиппинского народа. Вооруженные винтовками Крюгера и револьверами 38 калибра, солдаты США оказались не в силах победить местных жителей, вооруженных только копьями, ножами и стрелами. Не готовые к ведению агрессивного ближнего боя, американцы оказались попросту беззащитными перед отрядами аборигенов, имеющих лишь холодное оружие и колоссальный боевой дух, воспитанный в них давними традициями искусства Кали.
Последним событием, нарисовавшим еще одну кровавую страницу в истории Филиппин, стало японское вторжение в период Второй Мировой Войны. Сражаясь изначально бок о бок вместе с Филиппинцами, американские войска оказались не в силах сдерживать натиск войск Японской Империи, и уже в очень скором времени генерал Уайнрайт принял решение о капитуляции войск, дислоцированных в регионе.
В свою очередь, армия Филиппин, вместе со вновь созданными партизанскими народными отрядами, продолжала активную борьбу с захватчиками и одержала над ними победу. При этом, в бою все так же делался упор на ближний бой с применением древкового и длинноклинкового оружия. Партизанские отряды были вооружены такими уже знакомыми европейцам клинками, как баронг, паранг, крис и боло. Несмотря на явный перевес в боевом оснащении, приходящийся на сторону Японии, древние традиции и боевое искусство предков вновь помогло филиппинцам отстоять свои территории.
Dekiti Tirsia Siradas в наше время
Начавшись много веков назад, система Dekiti Tirsia Siradas существует на Филиппинах и по сей день, продолжая нести в себе как боевые прикладные, так и философские основы жизни для многих людей.
На местном диалекте илонго ее название можно расшифровать как:
- DEKITI — «загнанный в угол, готовый биться до конца»;
- TIRSIA — дословно «четвертование в бою», указывает на необходимость загнать противника в угол и не дать ему уклониться/скрыться от смертельных ударов;
- SIRADAS — означает остановку в бою, дабы сразу изменить свое местоположение или проникнуть в любой угол атаки.
Существующая в своем нынешнем обличии, эта система ножевого боя является формированием боевого и философского опыта братьев Торталь, а именно: Контрадо, Бальбино, Франсиско и Теодорико, а также их отца Сегундинто и прадеда Норберто.
Созданная усилиями целых поколений, система в неизменном виде сохранилась до настоящего момента у великого мастера Джерсона (Нене) Торталя и его сына Джерсона Э.Торталя младшего.
Развиваясь и приобретая все большую популярность, система стала не только боевым искусством, но и спортом (турниры и соревнования проходят как на ее родине, так и в других странах), инструментом по подготовке людей к выживанию и экстремальным ситуациям, а также одной из главных дисциплин, используемых вооруженными силами и полицейскими отрядами по всему миру.
Ножевой бой Dekiti Tirsia Siradas в России
В настоящее время в России данное искусство представляют квалифицированные инструкторы Dekiti Tirsia Siradas —
В заключение — важно понимать, что никакие другие системы, наподобие Пекити-Тирсия Кали (Pekiti-Tirsia Kali) и тому подобные, а так же учения, передающиеся в других кланах, не имеют ничего общего с наследием DTS и знаниями семьи Торталь.
И добро пожаловать к нам на тренировку!
Добрый день. Можно ли попасть к Вам на тренировки в Москве?
В Москве DTS пока нет. Могу вам предложить семинар на Филиппины с 16 ноября по 24 ноября этого года. Это как глобальные знания. Либо приехать в Питер на 2-3 дня и тренироваться индивидуально .
Вот что написал о смерти адмирала историограф экспедиции, Антонио Пигафетта:
…Островитяне по пятам преследовали нас, выуживая из воды уже однажды использованные копья, и таким образом метали одно и то же копьё пять-шесть раз. Узнав нашего адмирала, они стали целиться преимущественно в него; дважды им уже удалось сбить шлем с его головы; он оставался с горстью людей на своём посту, как подобает храброму рыцарю, не пытаясь продолжать отступление, и так сражались мы более часу, пока одному из туземцев не удалось тростниковым копьём ранить адмирала в лицо. Разъярённый, он тотчас же пронзил грудь нападавшего своим копьём, но оно застряло в теле убитого; тогда адмирал попытался выхватить меч, но уже не смог этого сделать, так как враги дротиком сильно ранили его в правую руку, и она перестала действовать.
Заметив это, туземцы толпой ринулись на него, и один из них саблей ранил его в левую ногу, так что он упал навзничь. В тот же миг все островитяне набросились на него и стали колоть копьями и прочим оружием, у них имевшимся. Так умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя.
Толпой на одного… узнаваемый рисунок боя, че ж…
А если вспомнить, сколько длилась и как закончилась
2 июня 1899 года Сересо сообщил осаждавшим, что готов сдаться при условии, что он и его люди не станут военнопленными. Соглашение о капитуляции с испанской стороны подписали сам Сересо и врач Вихиль Киньонес, а с филиппинской — полковник Тексон и майор Немесио Бартоломе. Осада, продолжавшаяся 337 дней, окончилась, за это время 15 испанцев умерли от болезней, двое от ран, шестеро дезертировали и двое были расстреляны (этих двоих — Антонио Меначе Санчеса и Висенте Гонсалеса Току — расстреляли 1 июня 1899 года, накануне сдачи, за помощь дезертирам). Оставшихся в живых военных переправили в Манилу, а оттуда — в Испанию, где им была устроена почётная встреча. На двоих священников, однако, условия капитуляции не распространялись, и их удерживали в Балере ещё год.
осада Балера, становится понятным — филиппинские боевые искусства, это да… мощь несокрушимая…