«
Отметим, что игра окупила свой бюджет уже за первую неделю проката.
Война для современного человека является столь же привычным явлением, сколь и далеким. Она буквально везде: в новостях, фильмах, играх… Интерес к войне был у человечества всегда. Это было «поле брани», где воины демонстрировали свои боевые умения, а полководцы оттачивали свои тактические и стратегические навыки. Но с развитием технологий война стала настолько разрушительной, что главной целью стало не столько показать свою храбрость и доблесть, сколько просто выжить. При этом целые города и села буквально стираются с лица Земли, а солдаты, максимум, видят друг друга через оптические прицелы. Да, людям война интересна, но только как нечто далекое и виртуальное – то, что остается за стеклом экрана компьютера или телевизора. Настоящая война ужасна и пугающа.
Чтобы показать, насколько она ужасна и как трудно простым людям выжить в блокадном городе, когда противоборствующие стороны поливают друг друга градом снарядов и ракет, была создана компьютерная игра «This war of mine». Это малобюджетный проект, который изначально задумывался больше как социальная реклама, но приобрел немалый коммерческий успех и положительную прессу во всем мире.
Игра была отмечена всеми ведущими СМИ именно из-за того, что осуществляет «разрыв шаблона» в игровой индустрии. До этого все игры про войну, так или иначе, ставили своей целью победу над противником. Между разработчиками уже давно идет состязание за самый кровавый «шутер». При этом никогда не акцентировалось внимание игрока на мирных жителях, проживающих на территориях, которые, собственно, и стали полем боя. Для игрока города и села являются просто «декорациями» и «фоном» в таких играх. В лучшем случае, как это осуществлено в некоторых стратегиях, по итогам битвы будет выводиться статистика потерь среди мирного населения. И всё. О судьбах виртуальных беженцев задумываться не принято.
В нашем же случае, польские разработчики сделали акцент на выживании людей, волею судьбы оказавшихся заложниками ситуации. Они не солдаты, и их задача сводиться к одной фразе: «выживание». В игре нет суперсовременных спецэффектов или каких-то других инноваций, но она буквально покорила мир. Она специально создавалась такой, чтобы поиграть в неё могли даже люди с низким достатком на слабых компьютерах.
Игра моделирует выживание в городских условиях. В качестве основы были взяты события 1992 года в Сербии (один из разработчиков пережил осаду Сараево будучи ребенком), хотя в игре никакие реальные названия не фигурируют (название города в игре — Погорень, столица Республики Гразнавия). Это было сделано для того, чтобы каждый мог «примерить» эту кошмарную ситуацию на себя и на свой город. А ситуация, в которую попадает игрок, действительно катастрофическая…
Игрок получает в управление группу местных жителей и один поврежденный дом. Эти жители не солдаты, поэтому задачей ставится не бегать с автоматами и отстреливать врагов, а прятаться, при этом отыскивая еду и прочие припасы. Сделать все это крайне непросто, поскольку война идет не традиционная, где есть четкие фронты, а гражданская. Город в блокаде войск, которые регулярно обстреливают город из артиллерии, а всех, кто появляется в их поле зрения, расстреливают. В самом блокадном городе идет борьба за пищу и кров, как между простыми жителями, так и между различными группировками бандитов и мародеров. Персонажи подвержены болезням и, даже, депрессии, которая в игре является едва ли ни более страшным противником игрока, чем те же мародеры. Для того чтобы пройти игру надо «всего на всего», оставить в живых хотя бы одного из этой группы людей в течение сорока дней.
Выходить из дому в игре можно только ночью. Если попытаться это сделать днем, то шансы к выживанию стремятся к нулю. Поэтому игрок должен четко следить за таймером, чтобы не оказаться на улице после рассвета. На «охоту» ночью выходит только один персонаж, пока остальные охраняют убежище от мародеров. Впрочем, наши игроки также могут убивать (за неимением оружия – подручными средствами) и воровать. Но при этом будут нести серьезные потери по показателям морали. Каждая кража и убийство, голод, холод и прочие негативные явления будут приводить к обострению депрессии, ссорам, дракам или тому, что персонаж перестанет выполнять команды.
Ухудшить мораль в коллективе беженцев может даже нехватка кофе и сигарет, не говоря уже об отсутствии пищи. «Лечится» депрессия, соответственно, получением различных благ, благоустройством жилища, а также прослушиванием радио, игрой на гитаре и пьянством (самогон – наше все). Если игра будет складываться удачно, то можно будет заниматься даже благотворительностью: раздавать детям «лишнюю» еду или взрослым сигареты. Это очень сильно повышает мораль (особенно женским персонажам). Именно на повышение морали и укрепление убежища необходимо тратить световой день, а ночью – выходить на городские развалины.
Про убежище стоит рассказать особо. Оно состоит из десятка комнат. Каждая комната предназначена для чего-то. Это и кухня с холодильником, и ванная с аптечкой, и зал с верстаком. Задача минимум: обеспечить защиту убежища от бандитов и вредителей, а также благоустроить его. Чтобы пройти игру нужно сделать свое убежище максимально автономным. Защита достигается заколачиванием окон и щелей, установкой сигнализации и выставлением дозорных на ночь. С вредителями можно не только бороться, но и использовать их (крысы, например, один из основных источников мяса в игре). Благоустройство жилища осуществляется через «прокачку» верстака, наладки радио и т.д. Также нужно «прокачивать» умения персонажей. Так, получив топор, можно будет использовать найденную мебель в качестве дров (за которыми нужно также выходить наружу), а найденные лекарства, отходы электроники и сигареты можно будет выменять на что-нибудь полезное.
Персонажи, которые достались игроку, являются самыми случайными людьми. Самих же игровых персонажей в игре более десятка, и их состав может меняться. Кто-то может уйти (вероятнее всего – в мир иной), кто-то наоборот присоединиться. Среди персонажей встречаются повар-самогонщик, хилый (но умный) математик, студент, воровка, журналистка-кофеманка, отставной солдат (единственный, кто более-менее приспособлен к такой жизни), хромой грузчик и т.д. У всех их свои характеры и нужды.
Торговля в игре не менее важна, чем обыск локаций. Для этого есть специальные «торговые точки» где можно встретить торговцев. Торговля осуществляется в виде бартера, и чтобы не продешевить, нужно выбирать персонажей с навыками в этой сфере. Например, журналистка Катя, которая торгуется лучше всего. Но чтобы использовать её таланты в полной мере, нужно регулярно поить её кофе и беречь от депрессии, также как повара Бруно снабжать сигаретами, а бывшего солдата Романа алкоголем. А вот персонаж Света, например, особо сильно любит детей и тяготеет к благотворительности. Каждый персонаж имеет свои слабости и преимущества. Так, у математика Антона главное преимущество то, что он меньше всех ест…
В таких условиях и придется выживать игрокам. Как видим, это игра не столько про войну, сколько про человеческие отношения в экстремальных условиях. Хотя сам быт осажденного и обстреливаемого города воспроизведен вполне реалистично, за что игра даже дала начало новому жанру «симулятору выживания для беженца». Вся игра наполнена отчаянием, и производит на любого игрока сильное, но гнетущее впечатление, после которого мнение о войне, как о некоем «развлечении», напрочь исчезает. После неё теперь иначе воспринимаются сводки из горячих точек, которыми пестрят наши новостные ленты.
А в заключение — видео:
Хорошая статья, спасибо, очень заинтересовала, и после экзаменов я наконец-то поиграла в эту игру. Впечатления оставила неизгладимые. Никогда я настолько не переживала за героев, это уникальная игра. Слов не хватает выразить свое восхищение — 2D платформер трогает сердце как ни одна крупнобюджетная игра.
Только у вас ошибочка в тексте — название у города есть — Погорень, столица Республики Гразнавия
Спасибо за отзыв и замечание!
Добавил вашу поправку в текст =)