Содержание:

Профайлинг

Внешность

Мимика

Неречевые элементы поведения человека

Манеры поведения

Выявление внешних проявлений

Возможности невербальной коммуникации

Итоги


Профайлинг

Не секрет, что после выхода в свет сериала «Обмани меня» тема профайлинга все больше становится популярной.

Профайлинг — это, если утрировано, не что иное, как оперативное распознавание лжи. На деле данная наука включает в себя огромный набор знаний и навыков, которые просто так не появятся и требуют значительного опыта и тренировок.

Например, нам важно понять не только, кто перед вами, чего от него ожидать и обманывает ли вас этот человек, но и понять его основные мотивы, спрогнозировать поведение, выработать схему и линию поведения с этим конкретным человеком, выяснить, почему и как он врёт… да и многое другое! По сути профайлинг — это по возможности полное сканирование человека. Но не пугайтесь, мысли наши читать никто не будет, да и использовать в корыстных целях знания о нас же — тоже не станут! Наверное…

Итак, для начала необходимо иметь представление об основных разновидностях признаков элементов внешности с учетом их криминалистической классификации.

После небольшой тренировки, используя в качестве модели для изучения признаков внешности свое лицо, лица своих знакомых, можно научиться характеризировать признаки внешности. В результате сформируются навыки применения методики словесного портрета.

Внешность

Основные варианты признаков элементов внешности даны на примере мужских лиц.

При наблюдении женских лиц следует иметь ввиду: характеристики их те же, но отличия проявляются в сторону изящества черт лица. Элементы меньше по своим размерам. Они, как правило, не имеют крайних степеней выраженности, например, большого носа, массивной нижней челюсти, выступающего надбровья и т.п. Но в целом данная криминалистическая классификация в равной степени используются для изучения как мужских, так и женских лиц.

На рисунке 1 представлены основные варианты общей конфигурации лица (формы лица), которые определяют приближением ее к одной из таких общеизвестных геометрических фигур как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб.

Форма лица

Для того чтобы уяснить форму лица конкретного человека необходимо мысленно очертить его контур или представить к какой из вышеназванных геометрических фигур он ближе, в какую из них с позволения сказать, вписывается. При этом у мужчин обращается внимание на строение нижней челюсти, которое во многом определяет форму лица. Например, сравнивая на рисунке 1 изображение «а» с «д» видно, как различаются нижние части этих лиц.

Имеет значение, и строение верхней части головы человека, называемой у анатомов мозговым отделом черепа. Ее форма также может быть различна, что видно на рисунках. Но она может быть скрыта головным убором и прической.

Рис.1. общая конфигурация лица (форма анфас): а – круглая; б – овальная; в – квадратная; г – прямоугольная; д – треугольная; е – ромбовидная.
Рис.1. общая конфигурация лица (форма анфас): а – круглая; б – овальная; в – квадратная; г – прямоугольная; д – треугольная; е – ромбовидная.

Брови

На рисунке 2 даны варианты контуров бровей, определяемых по их верхнему краю, который сравнивается с прямой, дугообразной. Извилистой, ломаной линиями. Иногда верхний край образует как бы вершину треугольника, нижний – его основание. Контур таких бровей называют треугольными.

Брови также различают по их положению относительно глаз (условно горизонтальной линии, соединяющей наружный и внутренний углы каждого глаза).

Брови могут располагаться горизонтально (рис. 3 а) – головка (часть брови, ближайшая к переносью) и хвостовая часть брови (расположенная ближе к виску) находятся на одной линии. Может быть, и иное положение хвостовой части брови. Она бывает расположена заметно выше головки брови – косонаружное положение (рис.3 б), либо заметно ниже – косовнутреннее (рис.3 в). последний вариант встречается крайне редко. Такое положение бровей придает грустное выражение лицу наряду с опущенными углами рта.

брови
Рис. 2. Контур бровей: а – прямой; б – дугообразный; в – извилистый; г – ломаный; д – треугольный.
Рис3. Положение бровей: а – горизонтальное; б – косовнутреннее; в – косонаружное.

Брови бывают широкими (рис.4 б) и узкими (рис.4 в). для сравнения даны брови средние по ширине (рис. 4 а).

Рис.4. Ширина бровей: а – средняя; б – большая; в – малая.

Различаются также брови по их протяженности или длине – средние (рис.5 а); длинные – головки бровей сближены, а хвостовые части заметно удалены от наружных углов глаз (рис.5 б); короткие – хвостовая часть брови не выступает за наружный угол глаза (рис.5в).

Рис.5. Длина бровей: а – средняя; б – большая (брови длинные); в – малая (брови короткие).

Вариант длинных бровей – сросшиеся, когда головки бровей находятся близко друг к другу (рис.6 а). Они могут быть расположены и удаленно друг от друга (рис.6 б). Такое взаимное положение головок характерно для коротких бровей.

Рис 6. Расстояние между бровями: а – малое (брови сросшиеся), б – большое
Рис 6. Расстояние между бровями: а – малое (брови сросшиеся), б – большое

Глаза

Глаза несут много информации. Недаром говорят, что глаза – зеркало души. Они играют большую роль в передаче внутреннего состояния человека. Их выражение многое говорит о его эмоциях. Испуг, страх, гнев, презрение и др. прежде всего читаются в глазах. Зная такое свойство глаз, некоторые скрывают их затемненными очками. В газетных публикациях, чтобы сделать лицо менее узнаваемым, покрывают изображение глаз темной полосой. Нередко преступники используют темные очки, чтобы затруднить жертве запоминание своего внешнего облика.

Для методики словесного портрета выделяются следующие признаки глаз:

  • степень их раскрытия (рис.7);
  • контур (рис.8);
  • положение (рис.9).

По раскрытию глаза бывают обычными, средними (рис.7 а), широко раскрытыми, условно удивленными (рис.7 б), могут иметь малое раскрытие, прищуренные (рис.7 в).

Иногда такие глаза называют узкими.

Рис 7. Степень раскрытия глазной щели: а – средняя; б – большая; в – малая.
Рис 7. Степень раскрытия глазной щели: а – средняя; б – большая; в – малая.

Контур глазных щелей зависит прежде всего от положения неподвижной части верхнего века относительно глазного яблока и подвижной части века, закрывающей и открывающей глазное яблоко.

При миндалевидном, овальном и круглом контурах (рис.7 а-в) подвижная часть века видна на всем ее протяжении. Различие же этих вариантов контра определяется строением глазных орбит, а также степенью выступания глазного яблока, которая дает возможность видеть либо большую часть радужки глаза (рис.8а,б), либо всю ее (рис.8 в).

Когда неподвижная часть верхнего века закрывает наружный угол глаза, то такой контур условно именуют треугольным (рис.8 г). Если она закрывает почти всю верхнюю часть глазного яблока, оставляя открытым лишь внутренний угол глаза, то это щелевидные глаза (рис.8 д).

Выразительность лицу придает положение глазных щелей. Оно может быть горизонтальным, обычным (рис 9 а) и наклоненным.

Если наружные углы глаз заметно выше внутренних, то это косонаружное положение глазных щелей (рис.9 б). Такие глаза иногда называют раскосыми.

Если наружные углы глаз ниже внутренних, что бывает довольно редко, то это косовнутреннее положение глазных щелей (рис.9 в).

Рис.8. Контур глазной щели: а – миндалевидный; б – овальный; в – круглый; г – треугольный; д – щелевидный.
Рис.8. Контур глазной щели: а – миндалевидный; б – овальный; в – круглый; г – треугольный; д – щелевидный.
Рис.9 Положение глазной щели: а – горизонтальное; б – косовнутреннее; в – косонаружное.
Рис.9 Положение глазной щели: а – горизонтальное; б – косовнутреннее; в – косонаружное.

Нос

Нос – элемент лица, которая оценивается по его величине и форме. Обычно у людей есть представление о том, какой нос считается большим, какой красивый по форме. Тем не менее для изучения внешности в целях ее идентификации необходимо более подробное знание признаков этого элемента.

При характеристике носа по его общей величине различают:

  • средние, так называемые обычные носы (рис.10 а)
  • большие – заметные на лице (рис.10 б)
  • маленькие (рис.10 в), чаще всего встречающиеся у лиц с мелкими чертами лица.
Рис.10. Величина носа: а – средняя; б – большая; в – малая.
Рис.10. Величина носа: а – средняя; б – большая; в – малая.

Следующие признаки носа наблюдаются в профиль. Определяется длина по спинке носа, которая может быть:

  • средней (рис. 11 а)
  • большой (рис 11 б)
  • малой (короткий нос) – (рис 11 в). Обычно бросаются в глаза длинные и короткие спинки носа, которые обращают на себя внимание при наблюдении головы в профиль.
Рис. 11. Длина носа: а – средняя; б – большая; в – малая.
Рис. 11. Длина носа: а – средняя; б – большая; в – малая.

Значимы контур спинки носа, положение его основания и форма кончика. Контур спинки различается по конфигурации образующей его линии. Она может быть:

  • прямой (рис. 12. а)
  • выпуклой, горбатой (рис. 12б)
  • вогнутой (рис. 12 в)
  • извилистой, неровной (рис.12 г) 
Рис. 12. Контур спинки носа: а – прямой; б- выпуклый; в – вогнутый; г – извилистый.

Расположение нижней части носа характеризует такой его признак как положение основания. Оно может быть:

  • горизонтальным (рис. 13 а)
  • опущенным (рис. 13 б)
  • приподнятым (рис 13 в) — такие носы обычно называют курносыми.
Рис. 13. Положение основания носа: а – горизонтальное; б – наклонное; в – приподнятое.
Рис. 13. Положение основания носа: а – горизонтальное; б – наклонное; в – приподнятое.

Кончик носа может быть закругленным (рис.14а) и заостренным (рис.14б).

Рис.14. Форма кончика носа: а – округлая; б - заостренная.
Рис.14. Форма кончика носа: а – округлая; б — заостренная.

Рот

Следующий элемент лица – рот. Он сложен для наблюдения и изучения, поскольку как и глаза больше используется человеком для общения, передает информацию как звуковую, так и эмоциональную, выражая то или иное состояние человека – брезгливое, гневное, надменное и т.п. Недаром английский художник-криминалист Дж.Пенри сказал, что рот – поле битвы лица.

Как и другие элементы лица рот прежде всего различается по относительной величине, определяемой протяженностью ротовой щели.

Рот может быть:

  • средним (рис.15 а);
  • большим (рис.15 б);
  • малым, «аккуратным» (рис.15 в).

близкой к этому признаку является общая ширина каймы губ, которая может быть:

  • средней, обычной (рис.16 а);
  • большой, такой рот называют «губастым» (рис.16 б);
  • малой – губы узкие (рис.16 в).
Рис.15. размер рта: а – средний; б - большой; в – малый.
Рис.15. размер рта: а – средний; б — большой; в – малый.
Рис. 16. Ширина каймы губ: а - средняя; б – большая; в - малая.
Рис. 16. Ширина каймы губ: а — средняя; б – большая; в — малая.

 В сомкнутом состоянии губы характеризуются по линии их смыкания, которая может быть:

  • прямой
  • дугообразной – если углы рта опущены
  • волнистой – линия плавно изгибается
  • ломаной

Для выражения лица имеет значение такой признак рта как положение его углов, которое бывает горизонтальным (рис.18 а).

Углы рта могут быть приподняты приподняты, что свойственно рту улыбающемуся (рис. 18 б) и опущены (рис. 18 в), — положение которое присуще грустному, унылому выражению лица.

Рис. 18. Положение углов рта: а – горизонтальное; б – приподнятое; в - опущенное.
Рис. 18. Положение углов рта: а – горизонтальное; б – приподнятое; в — опущенное.

В профиль, при взгляде на человека сбоку, обращает на себя внимание так называемое выступание губ. Оно может отсутствовать. Более того, губы как бы втянуты; принято говорить запавший рот (рис. 19 а). Это характерно также для людей старческого возраста, утративших зубы и не носящих зубных протезов. Может наблюдаться выступание верхней губы над нижней (рис. 19 б). Или чаще выступание нижней губы (рис. 19 в), придающее лицу брезгливое, надменное выражение.

Рис. 19. Выступание губ: а – западание губ; б – выступание верхней губы; в – выступание нижней губы по отношению к верхней.
Рис. 19. Выступание губ: а – западание губ; б – выступание верхней губы; в – выступание нижней губы по отношению к верхней.

Выразительность рту придает контур края каймы верхней губы. Он может быть:

  • прямым (рис.20а)
  • дугообразным (рис 20 б)
  • извилистым, — «губки бантиком» (рис. 20. в)
Рис. 20. Контур каймы верхней губы: а – прямой; б – дугообразный; в – извилистый; г – ломаный.
Рис. 20. Контур каймы верхней губы: а – прямой; б – дугообразный; в – извилистый; г – ломаный.

Подбородок

Подбородок обращает на себя внимание когда он большой, выступающий, либо маленький, заостренный. Но чаще подбородки относятся к таким элементам внешности, которые не фиксируются в памяти и характеризуются словом обычный. Тем не менее, для портретной идентификации используются следующие признаки подбородка: его величина, ширина, контур, выступание, наблюдаемое в профиль.

По величине подбородок моет быть:

  • средним (рис. 21 а )
  • большим (рис. 21 б)
  • малым (рис. 21 в)

 По ширине – средним (рис.22 а), широким (рис.22 б) у людей с массивной нижней челюстью и малым, узким (рис. 22 в).

Рис. 21. Величина подбородка. а – средняя; б – большая; в – малая.
Рис. 21. Величина подбородка. а – средняя; б – большая; в – малая.
Рис. 22. Ширина подбородка: а – средняя; б – большая (широкий); в – малая (узкий);
Рис. 22. Ширина подбородка: а – средняя; б – большая (широкий); в – малая (узкий);

Выступление подбородка зависит от положения нижней челюсти: оно может быть обычным, средним прямым (рис. 23 а), нижняя челюсть может выступать относительно верхней, соответственно и подбородок будет выступающим (рис. 23 Б). Если выступает верхняя челюсть. Подбородок называют скошенным или «убегающим» (рис. 23 в).

Рис. 23. Положение подбородка: а – прямое; б – выступающее; в – скошенное;
Рис. 23. Положение подбородка: а – прямое; б – выступающее; в – скошенное;

Контур края подбородка бывает:

  • закругленным (рис. 24 а)
  • треугольным, заостренным (рис. 24 б)
  • квадратным ( рис. 24 в) – такой контур бывает у людей с широкой, массивной нижней челюстью.
Рис. 24. Контур подбородка: а – закругленный; б – треугольный; в – квадратный.
Рис. 24. Контур подбородка: а – закругленный; б – треугольный; в – квадратный.

У людей полных контур подбородка проследить не удается – его скрывают жировые складки, (так называемый «двойной», «тройной» подбородок). В качестве особенностей подбородка отмечаются складки, ямочки, разновидность – заметная выемка в центре его контура.

Уши

Уши или ушные раковины, равно другие элементы лица заметны, если они выделяются своей величиной и оттопыренностью. В иных случаях признаки ушных раковин в словесном портрете не фигурируют.

Для портретной идентификации это важный элемент лица, поскольку их строение у каждого человека индивидуально.

По величине ушные раковины различаются следующим образом:

  • средние (рис. 25 а)
  • большие, крупные (рис. 25 б)
  • малые (рис. 25 в)

 Оттопыренность в качестве признака заметна, если у человека короткая стрижка волос. Оттопыренность может быть:

  • средней, обычной (рис. 26 а)
  • большой (рис. 26 б) – людей с такими ушами называют лопоухими. Оттопыренность бывает также малой (рис. 26 в) в таком случае уши прилегают к голове, как бы прижаты к ней.
Рис.25. Величина ушных раковин: а – средняя, б – большая, в – малая.
Рис.25. Величина ушных раковин: а – средняя, б – большая, в – малая.
Рис. 26. Оттопыренность ушных раковин: а – средняя; б – большая; в - малая.
Рис. 26. Оттопыренность ушных раковин: а – средняя; б – большая; в — малая.

В лице каждого человека можно найти признаки асимметрии, т.е. не соответствие особенностей строения таких парных элементов лица как брови, глаза, крылья носа и др. Может быть заметно различие правой и левой половин лица (рис. 27)

Рис. 27

Такое различие редко бывает сразу заметным. Чаще всего оно незначительно, например, одна бровь немного выше другой, один угол рта горизонтальный, другой опущен.

Различается выраженность и положение носогубных складок и т.д.

Признаки асимметрии в свою очередь важны для идентификации. Ибо их набор у каждого человека индивидуален.

В то же время, как показали исследования психологов, много о человеке могут сказать мельчайшие движения тела, мимика, изменение тембра голоса, интонации, так называемые оговорки.

Все это в совокупности и образует те элементы поведения, которые много могут сказать внимательному наблюдателю о сущности и истинных намерениях этого человека, предъявившего документ, удостоверяющий его личность.

В связи с этим психологами (Х.Рюкле, П.Экмман и др.) предлагается наряду со словесным общением внимательно наблюдать за мимикой, движениями тела и конечностей, поскольку человек может с трудом или даже вообще не может контролировать свои чуть заметные движения и мелкие особенности своего поведения. Поэтому они являются теми незначительными сигналами, которые выдают окружающим испытываемые человеком в действительности ощущения.

Мимика

Мимика – это движение мышц лица, за счет которых оно в целом или его части принимают то или иное выражение. Лицевая экспрессия, являющаяся результатом движений соответствующих мышц, может иметь разную выраженность – сильную (лицо с богатой мимикой), слабую (лицо «застывшее»).

Лицевая экспрессия является внешним выражением внутренних переживаний человека. Однако взрослый человек умеет управлять движением мимический мышц. У него вырабатывается автоматическая привычка контролировать выражение своего лица, поэтому оно может и лгать, и говорить правду, а иногда то и другое одновременно.

Микроэкспрессия

Однако, существует так называемая микроэкспрессия, то что иногда называют мимолетным выражением лица. Микроэкспрессия – это полное мимическое выражение эмоции, столь быстрое, что его обычно не замечают. Микроэкспрессия сжата во времени, но чувство в ней проявляется полностью, хотя и в сокращенной форме.

Но даже небольшая тренировка, как утверждает американский психолог Пол Экман, позволяет большинству людей замечать мимолетные выражения лиц.

Чем сильнее человек пытается контролировать движение своих лицевых мышц, тем важнее становятся для наблюдателя всякого рода невольные мимические движения, сопровождающие внутреннее состояние человека, его подавляемую реакцию на ту или иную ситуацию.

Экспрессию лица можно замаскировать улыбкой, но признаки переживаемых эмоций проявляются в области лба и верхних век.

Источником информации в области глаз является направление взгляда. Человек обычно отводит в сторону глаза или опускает их, когда не хочет, чтобы во взгляде проявились какие-либо его намерения, заинтересованность и т.д.

Таким образом, мельчайшие признаки мимических движений лица должны учитываться при общении.

Если приходится видеть мимику, не соответствующую ситуацию, имитацию улыбки, напряженное выражение лица, то можно сделать предположение, что человека беспокоят какие-либо проблемы.

Но для предания лицу определенного выражения могут быть подобраны мимические средства, отрепетированы соответствующие мимические выражения (приветливость, незаинтересованность, равнодушие и т.д.) Поэтому необходимо наблюдать не только за мимикой лица, которую в целом удается контролировать, но и за положением рук, ног, туловища Хорст Рюкле утверждает: части тела, расположенные ближе к голове, контролировать легче, чем те, которые больше удалены от нее. В соответствии с этим удаленные от головы части тела выражают действительные эмоции, а части тела, расположенные ближе к голове – симулирующие. В частности, движения ног слабо поддаются контролю.

Дело в том, что в процессе общения (взаимодействия) людей большая часть информации (60 — 80%) передается посредством жестов, позы и только 20 — 40% информации передается с помощью речевых средств.

По этому следует обращать внимание на следующие поведенческие реакции.

Например:

Когда люди счастливы, они улыбаются. Когда они печальны — они хмурятся. Когда сердятся — у них «сердитый» взгляд.   Во всем мире кивание головой обозначает «да» или утверждение. Покачивание головой — для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным. Жест «пожимание плечами» обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь.

Человек редко осознает то, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его голос.

Неречевые элементы поведения человека

Для примера ниже приведены некоторые неречевые элементы поведения человека.

Набор положительных жестов

  • утвердительный кивок головы;
  • обнаженные ладони;
  • наклон тела вперед;
  • поднятая вверх голова;
  • хорошая непринужденная осанка;
  • полностью обращенное к партнеру лицо с прямым взглядом;
  • широко открытые глаза.

Набор отрицательных жестов

  • скрещивание рук на груди;
  • руки в карманах;
  • закидывание ноги на ногу;
  • бегающий взгляд, отворачивание лица в сторону от собеседника;
  • постоянная натянутость;
  • покачивание, приподнимание на носки, постоянное резкое поднимание корпуса;
  • стойка, широко расставив ноги;
  • слишком быстрый, поспешный темп движений;
  • неуправляемо-резкий размах движений;
  • руки сжаты в кулаки при твердом (открытом или скрытом) взгляде на «противника»;
  • игра рук в какой-либо форме;
  • движения рук, закрывающие части лица;
  • прикрытые «занавешенные» глаза;
  • суженный или прищуренный взгляд;

Набор агрессивных жестов

  • поза — руки на бедрах или пальцы за пояс;
  • опущен подбородок;
  • скрещение рук и усиленное сжатие пальцев в кулак.

О состоянии собеседника могут говорить также и другие сигналы неречевого канала:

Положение головы

  • прямое положение — нейтральное отношение к услышанному;
  • наклон в сторону — заинтересованность;
  • наклон вниз — отрицательное, осуждающее отношение.

Сигналы глаз

  • зрачки расширяются — человек возбужден;
  • зрачки сокращаются — сердитое, мрачное настроение;
  • взгляд искоса (с приподнятыми бровями или улыбкой) — заинтересованность;
  • взгляд искоса (с опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта) — подозрительное, враждебное или критическое отношение;
  • прикрытые веки глаз — попытка человека убрать вас из поля своего зрения или чувство превосходства над вами.

О состоянии и намерениях человека говорят и манеры его поведения

Манеры поведения

Враждебность

Негативное или оборонительное отношение, защитная поза, агрессивность, гнев, критическая или враждебная поза

  1. Наклоненная голова с наклоненным, идущим вниз взглядом (Напряженно наклоненная голова, со сконцентрированным взглядом снизу, «набычившись»).
  2. Вытянутая вперед голова, особенно при сконцентрированном взгляде.
  3. Размах движений неуправляемо-резкий: имеют в себе нечто торопливое, беспокойное, бесцельное. Так ведут себя торопливые, возбужденно-нервные, возбудимые, не подчиняющиеся и гневные.
  4. Скрещенные на груди руки.
  5. Ладони поднятых рук обращены вперед, к партнеру при напряжении, с вытянутыми пальцами: жест активной защиты («прочь от меня, я не хочу иметь с этим никакого дела!»), при одновременном отчетливом движении вперед: «Убирайся!».
  6. Во время разговора руки резко, интенсивно убираются в карманы (с последующей напряженностью в области плеч — шеи — рук, особенно при соответствующем выражении глаз и рта).
  7. Сильный удар ладонью или костяшками пальцев по столу: при удивлении, нежелании или гневе. «Ну, это уж слишком!», «Достаточно!» Чем больше напряженность, тем больше готовность к действиям взрывного типа.
  8. Вертикальные складки на лбу над переносицей.
  9. Скрещены ноги, крепко скрещены на груди руки и опущенная вниз голова.
  10. Отклонение тела назад, наклон головы вперед.
  11. Поглаживание шеи ладонью (у женщин жест сочетается с поправлением прически).
  12. Опущен подбородок, взгляд исподлобья.
  13. Скрещение рук и усиленное сжатие пальцев в кулак.
  14. Короткое дыхание, часто соединенное с различными неясными звуками типа стона, мычания и т.д. — жест злости.

Обман

Сомнения, отсутствие искренности, ложь.

Во время обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что сказал человек.

Ложь вызывает зудящее ощущение в нежных мышечных тканях лица и шеи, и требуется почесывание, чтобы успокоить эти ощущения.

Если у человека промелькнул жест, связанный с приближением рук к лицу, значит у него на уме что-то неприятное (сомнение, обман, неуверенность, преувеличение действительного факта, мрачное предчувствие или откровенная ложь).

  1. Суженный или прищуренный взгляд.
  2. Попытка закрыть рот, глаза или уши руками.
  3. Прикрытие рукой рта, пальцы обводят линию губ или прикосновение к носу (измененный с возрастом жест прикрытия рта руками ребенком).

Если человек прикрывает рот или прикасается к носу в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду.

Если человек прикрывает рот или прикасается к носу в тот момент, когда говорите вы, это означает, что он чувствует, как вы лжете!

Жест прикрывания рта может предшествовать ложному ответу.

Юристы подтверждают, что эти жесты передают эмоции, изменяющиеся от сомнения в себе до явной лжи.

  1. Притворное покашливание.
  2. Расширенные или суженые зрачки.
  3. Поднятая бровь.
  4. Искривление уголка рта, искривление лицевых мышц.
  5. Испарина на лбу, капельки пота на шее, румянец на щеках.
  6. Учащенное моргание, потирание века.
  7. Отворачивание взгляда в сторону (обычно в пол) или стремление не смотреть на вас вообще.
  8. Почесывание шеи, оттягивание воротничка.
  9. Множество других мелких жестов, сигнализирующих об обмане.

 Перечислить все признаки просто невозможно — они индивидуальны.

  1. Стресс и напряженность вызывают изменения состояния организма человека. В результате этих изменений и стремления организма восстановить равновесие и проявляются описанные выше признаки стрессового состояния пассажира.
  2. Никогда не выносите поспешного суждения, основанного только на одной черте жеста, какой бы убедительной она вам ни показалась. Выносите суждение только тогда, когда несколько сигналов тела указывают в одном направлении, едины по своей сути. Следите за группами признаков. Одиночный признак чаще всего бывает вызван посторонней причиной.
  3. Отмечайте несоответствие или неуместность поведения. Соответствуют ли действия досматриваемого человека его словам?
  4. Поставьте действия человека в контекст ситуации, учитывая возможные различия поведения, принятые в его стране или общине.
  5. Наблюдайте за человеком, когда Вы задаете ему вопросы и когда он отвечает на них. Обращайте особое внимание на так называемые мелочи, т.е. совершенно незаметные, невидимые выразительные проявления.
  6. Слушайте, как человек отвечает на ваши вопросы, так же внимательно, как и то, что он говорит при этом. Изменения тональности и тембра голоса чаще всего происходит при попытке что-то скрыть.

Выявление внешних проявлений

 Для выявления внешних проявлений, в первую очередь при общении наибольшее значение имеют:

Оценка личности по внешним признакам

  • Объект оценки воспринимается, как правило, в виде целостного образа. Мы формируем свое впечатление о человеке, иногда игнорируя многие содержательные факторы. Лицо, тело, руки, голос, речь объекта, являющиеся показателями его внешних реакций, как бы ускользают от нашего внимания. Между тем лицо генерирует мимические движения, ослабляя или усиливая их соответствующим взглядом глаз.
  • Телодвижения производят характерное благоприятное или неблагоприятное впечатление. Таким образом, при оценке личности по внешним признакам должны понимать реакции лица, тела, рук, голоса и речи.
  • Известно, что лицо говорит о духовном мире, интеллекте и настроении человека. По лицу определяют пол, возраст, расовую и этническую принадлежность а порой даже социальный статус. По выражению лица можно определить психическое состояние человека, многие тончайшие оттенки различных душевных волнений. Даже столкновение противоречивых чувств, смятение отражаются в характерных внешних признаках и распознаются глазом даже нетренированного наблюдателя.
  • В настоящее время доказано, что лицо может отражать весь спектр эмоционального состояния конкретного человека. Исследованиями установлены общечеловеческие, национальные и индивидуальные эмоциональные экспрессии. Основу их составляют шесть (6) систем лицевых реакций, конкретно отражающих, удивление, страх, негодование, отвращение, радость и печаль (горе). Как правило, усвоение особенностей проявления общечеловеческих экспрессий дает возможность научиться «читать» эмоциональный подтекст действий интересующего лица.
  • Удивление — считается реакцией моментальной. Всегда появляется внезапно. Вопросы надо задавать таким образом, чтобы у объекта заинтересованности не было достаточно времени на их обдумывание. Если есть время обдумать то, что может удивить, удивление на лице не зафиксируется.
  • Основные проявления реакции удивления: брови вздернуты вверх; на лбу широкие морщины; глаза широко расслаблено открыты, над радужной оболочкой видна белая склера; часто рот открыт. Следует отметить, что довольно редко отдельные проявления удивления в какой-то мере могут сдерживаться. Проявления реакции удивления могут служить конкретной основой для создания ситуации в целях проверки интересующего нас лица.
  • Страх — наиболее интересная в рамках настоящего анализа эмоция, возникающая в опасении чего-то исключительно тревожного для личности. Основные проявления реакции страха: брови подняты, растянуты и сведены короткие морщины на лбу; глаза раскрыты, вверху видна белая склера, нижнее веко очень напряжено; губы раздвинуты, сильно напряжены и оттянуты назад. Выражение эмоции страха отличается от выражений эмоций удивления четырьмя моментами: при реакции удивления морщины проходят через весь лоб, при реакции страха они короче и концентрируются над переносицей; раскрытые глаза напряжены; раскрытый рот бесформенно искажен, губы напряжены; удивление — мимолетная реакция, а страх может слиться с удивлением. Это происходит в том случае, если пагубные события не ожидаются, а наступают мгновенно. По первоочередности и устойчивости проявления той или иной эмоции можно судить о преобладании страха или удивления.
  • Негодование (гнев), является результатом психического расстройства, физической угрозы или намерения нанести, допустим психологический или физический ущерб (воздействие). В состоянии гнева у человека поднимается кровяное давление, от чего краснеет лицо, на висках и шее вздуваются вены, учащается дыхание, напрягаются мышцы. Основные проявления реакции гнева:

— брови сдвигаются, между ними появляются вертикальные складки, внешние концы бровей иногда поднимаются; — лоб без горизонтальных морщин; — глаза сужаются; — губы напряженно сжаты, иногда в гримасе обнажаются зубы.

Экспрессивные реакции отвращения в ответ на ошибочное заявление (слова) могут сливаться с реакциями удивления и страха. При сочетании гнева и отвращения обычно доминирует последнее. Экспрессивные реакции здесь отражают переживание мысли: «Как посмели вы сказать мне это?». В сочетаниях удивления и гнева доминирует гнев, а в сочетании гнева и страха доминирует страх. Лицо несет сразу два сообщения — то, что лжец хочет сказать, и то, что он хотел бы скрыть. Одни выражения лица поддерживают ложь, другие же выдают правду, потому, что выглядят фальшиво, и истинное чувство просачивается сквозь все попытки скрыть их.

  • Истинные чувства отражаются на лице потому, что мимика может быть непроизвольной, неподвластной нашим мыслям и намерениям. Лицо ведет двойную жизнь, сочетая выражения, которые намеренно предпринимаются, с теми, которые порой появляются спонтанно, без нашего ведома. Непроизвольное выражение эмоций на лице является результатом эволюции. Многие выражения человеческого лица подобны тем, что можно увидеть у приматов.
  • Эмоциональные выражения, говорящие о счастье, страхе, гневе, отвращении, грусти, горе и т.д. — универсальны, одинаковы для всех людей, независимо от возраста, пола, расовых и культурных различий.
  • Не все лицевые мышцы одинаково легко поддаются контролю. Многие мышцы «не могут лгать», то есть находятся вне контроля человека. Поэтому лжецу нелегко скрыть те чувства, которые воздействуют на эти мышцы — их движения трудно прервать или подавить.

Беседа (устная речь)

  • Этот метод является способом познания психических явлений в процессе речевого общения с данной личностью и лучше всего используется наряду с профайлингом.
  • Голос и речь интересующего нас человека дают нам информацию о его эмоциональных переживаниях, интеллекте, эрудиции и даже характере. Голос человека позволяет судить о подстрочном смысле высказывания, переживаниях говорящего, степени его владения языком, культуре и индивидуально – психологических особенностях. Существуют индивидуальные особенности голоса (диапазон звуковых частот, резонанс, темп) и вокальные переживания (интенсивность, высота, протяженность).
  • Все индивидуальные особенности голоса являются устойчивыми характеристиками личности и дают возможность оценить говорящего по самым различным аспектам. Поэтому речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального напряжения. Следует обратить внимание на три аспекта:

— особенности выбора слова; — специфику грамматического оформления высказывания — восприятие речи в состоянии эмоциональной напряженности

В состоянии эмоциональной напряженности многие люди при выражении своих мыслей испытывают затруднения в выборе слов. В частности, по сравнению с речью, протекающей в обычных условиях, возникает количество и длительность пауз. Психологи называют их паузами нерешительности или поисковыми паузами. Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой» «ну», «вот», «как бы» и т.д.

Речь в этих случаях характеризуется стереотипностью: говорящий употребляет те слова, которые наиболее типичны для его диалекта, активно пользуется шаблонами. Грамматическая незавершенность фраз — другой важный показатель эмоционального напряжения речи:

  • наиболее характерна здесь грамматическая неоформленность: «Ну, в общем, так, проверяли… сколько можно?». «Вы мне не верите?
  • типичной особенностью эмоционально напряженной речи является нарушение логичности и последовательности высказывания. Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях. Нередко говорящий осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь ее исправить обычно еще более запутывается.

Следует отметить, что речь является важнейшим индикатором психической жизни человека. По речи четко фиксируются все психические отклонения. Для последних характерны следующие речевые симптомы:

  • логоррея — непрерывное говорение. Как правило, человек, не дожидаясь вопроса или реплики собеседника, перескакивает на разные темы;
  • персервация речи — «застревание в сознании человека одной какой-нибудь мысли или одного несложного представления с неоднократным монотонным их повторением»;
  • бессвязность или разорванность речи — внешне речь кажется грамматически правильной, но она оказывается лишенной смыслового содержания;
  • вязкость речи — чрезмерная подробная обстоятельность в описании сложных событий и явлений, речевая навязчивость;
  • резонерство и мудрствование — беспочвенные и бесплодные рассуждения, иногда вплоть до полной бессмысленности.

В стрессовом состоянии голос человека становится громче, если он пытается противостоять или запугать . Когда человек боится, громкость его голоса падает (вплоть до бормотания).

Не умаляя значения профайлинга, следует считать, что для обнаружения попытки обмана часто бывает важнее слушать как говорит человек, а не то, что он говорит.

Зрительный контакт

  • Выражение лица и, прежде всего, глаза становятся особенно выразительными, когда человек находится во власти сильных внутренних переживаний.
  • Глаза — зеркало души, барометр настроения, показатель душевного состояния человека. При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от отношения человека к происходящему. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться.
  • Существует способ определения лжет человек или говорит правду — по движениям его глаз. Глазные яблоки человека, отвечающего на вопрос, движутся в соответствии с тем припоминает ли этот человек события, реально увиденные или услышанные им (о которых его спрашивают) или лжет, выдумывает, рассказывая об этих событиях. Движение глазных яблок вверх происходит при преобладании аудиальных (припоминает услышанное — влево, придумывает — вправо). Таким образом характер движений глаз зависит от того, происходит ли процесс припоминания, или же звуковые или зрительные образы создаются вновь, как, например, при прокручивании возможных сценариев, касающихся чего-то такого, чего прежде никогда не случалось.
  • Следует отметить, что в ряде случаев движение глаз могут быть слишком быстрыми, иногда трудно бывает решить, какие из этих движений доминируют.
  • Широко раскрытые глаза выражают сильную концентрацию чувств, испуг, опасение чего-либо. Желание отвести глаза в сторону говорит и о страхе, боязни встретиться глазами другого человека. Замешательство также обычно сопровождается намеренным уклонением от прямого взгляда в глаза. Когда человек взволнован, то глаза превращаются в щелки. Агрессия может проявляться в долгом взгляде в глаза собеседнику, в стремлении, что называется «переглядеть» оппонента.
  • Одновременно следует иметь в виду следующие сигналы:
    • бледность или румянец,
    • дрожание подбородка,
    • натянутая улыбка,
    • смущение,
    • потливость,
    • испарина на лбу,
    • жестикуляция,
    • сглатывание слюны,
    • облизывание губ,
    • удрученность, подавленность,
    • вибрация голоса,
    • проигрывание карандашом или очками,
    • постукивание пальцами или сжимание подлокотников,
    • учащенное моргание.

Язык тела (язык жестов)

  • ЗАЩИТА РТА РУКОЙ. Рука прикрывает рот, большой палец прижат к щеке. Иногда это могут быть несколько пальцев у рта или даже кулак. Некоторые люди при этом притворно покашливают.
  • ПРИКОСНОВЕНИЕ К НОСУ. Является разновидностью предыдущего жеста. Может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом, или может быть выражен одним, почти незаметным прикосновением. Некоторые женщины очень осторожно применяют этот жест, чтобы не смазать помаду и не повредить макияж. Одним из объяснений прикосновения к носу является во время произнесения лжи щекотливый позыв на нервных окончаниях носа. Но, если без всякого произнесения лжи по какой-то другой причине чешется нос? Если это так, то человек поскребет его или почешет, что отличается от легких прикосновений к носу при попытке обмана.
  • ПОТИРАНИЕ ВЕК. Лжец — мужчина обычно потирает веко очень энергичным, а если разоблачение лжи, он при этом еще отворачивает взгляд в сторону, как правило в пол. Женщины проделывают это движение, проводя пальцем под глазом, а отводя глаза в сторону, смотрят в пол. Известно выражение «Врать сквозь зубы» . Это выражение относится к комплексу жестов, складывающихся из стиснутых зубов и натянутой улыбки, потирания века пальцем и отведенного в сторону взгляда.
  • ПОЧЕСЫВАНИЕ И ПОТИРАНИЕ УХА. Разновидность этого жеста являются потирание ушной раковины, сверление в ухе пальцем, потягивание мочки уха или сгибание уха.
  • ОТТЯГИВАНИЕ ВОРОТНИЧКА. Имеет место, когда человек лжет и подозревает, что обман раскрыт. Похоже, что у обманщика при этом выступают на шее капельки пота. Этот жест может быть, когда человек расстроен; он оттягивает воротничок от шеи, чтобы охладить ее свежим воздухом.
  • ПОЧЕСЫВАНИЕ ШЕИ. Указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи. При этом человек обычно делает пять почесывающих движений. Этот жест говорит также о неуверенности человека и особенно бросается в глаза, когда противоречит вербальному языку.
  • ПАЛЬЦЫ ВО РТУ. В состоянии сильного угнетения. Это может быть тогда, когда человек-лжец, что называется, явно «прокололся», обман, влекущий за собой серьезные последствия, раскрыт. Есть еще ряд, так называемых, оборонительных жестов, выражающих попытку спрятаться от неблагоприятной стрессовой ситуации. Эти жесты свидетельствуют о психическом перенапряжении, вызванном страхом, агрессивным состоянием или нежеланием сотрудничать, стремлением «выкрутиться» из неблагоприятной ситуации или даже дать отпор.
  • СКРЕЩЕННЫЕ НА ГРУДИ РУКИ (РУКИ В ЗАМОК НА ГРУДИ). Это типичный стандартный универсальный жест, почти всегда обозначающий оборонное или негативное состояние человека, чувствующего опасность и неуверенность. Когда при беседе с глазу на глаз Вы видите, что опрашиваемый человек скрещивает руки на груди, следует сделать вывод, что Вы растревожили этого человека или он с вами не согласен. Несмотря на то, что на словах он будет выражать удовольствие, спокойствие, согласие с Вами. Дело в том, что невербальные средства общения не могут лгать, а вербальные могут.
  • СКРЕЩИВАНИЕ РУК, УСИЛЕННОЕ СЖАТИЕ ПАЛЬЦЕВ В КУЛАК. Если кроме скрещивания рук на груди, человек еще сжимает пальцы в кулак — это говорит о его враждебной и агрессивной позиции. Часто это сопровождается стиснутыми зубами и покрасневшим лицом. Далее может последовать словесное или физическое нападение. Человек, использующий серию этих жестов, находится в атакующем положении, в отличие от человека, занявшего оборонную, защитную позицию с помощью скрещивания рук на груди.
  • КИСТИ СКРЕЩЕННЫХ РУК НА ПЛЕЧЕВОЙ ЧАСТИ РУК. Этот жест характеризуется тем, что кисти рук впиваются в плечо противоположенной руки, чтобы закрепить положение рук, исключить любую попытку разжать руки и подставит грудь под удар. Кисти рук так крепко могут впиваться в плечо, что пальцы и фаланги пальцев становятся белыми, так как кровь к ним не поступает. Этот жест часто можно увидеть в приемной доктора или стоматолога, или в самолете перед взлетом у людей, впервые совершающих полет. Полный жест скрещивания рук явно свидетельствует о чувстве страха.
  • ПРИЖАТЫЕ ДРУГ К ДРУГУ ЛОДЫЖКИ. Скрещенные или сложенные на груди руки, закинутая нога на ногу предполагают, что человек находится в оборонном или негативном состоянии, но то же самое может быть выражено с помощью сведенных вместе лодыжек. У мужчин прижатые лодыжки обычно сочетаются с крепко стиснутыми кулаками, лежащими на коленях, или руки могут впиваться в подлокотники стула. Женский вариант слегка отличается: коленки сведены вместе, ноги могут быть наклонно отведены в одну сторону, руки лежат или параллельно друг другу на коленях, или одна рука поверх другой. Когда собеседник зажимает свои лодыжки, это равнозначно закусыванию губы. С помощью этого жеста сдерживается негативное отношение, неприятные эмоции, страх или взволнованность.
  • ФИКСИРОВАНИЕ СТУПНИ ОДНОЙ НОГИ НА ГОЛЕНИ ДРУГОЙ. Этот жест используется почти исключительно только женщинами. Ступня одной ноги обвивается вокруг другой ноги, чтобы усилить оборонную позицию. И, когда появляется этот жест, можно быть уверенным, что женщина внутренне сжалась и ушла в себя.

Возможности невербальной коммуникации

С помощью невербальной коммуникации можно предотвратить агрессивное поведение. Глаза являются индикатором возможного агрессивного поведения. Как следует из изложенного материала, по движениям глаз собеседника можно судить о состоянии человека: он подавлен, разгневан, собирается убежать или применить оружие; если нападение неизбежно, то по глазам можно определить, куда будет нанесен возможный удар. В свою очередь с помощью зрительного контакта может продемонстрировать собеседнику интерес, доверие, поддержку, собственную силу и значимость.

Если во время разговора постоянно смотреть в глаза, то у последнего может создаться впечатление, что к нему настроены агрессивно; в этом случае ответной реакцией будет беспокойство, тревожность. Уменьшение прямого зрительного контакта смягчает такую реакцию, так как демонстрирует желание помочь и успокаивающим образом действует на собеседника.

Прямой зрительный контакт следует использовать, когда нападение весьма вероятно. В этом случае следует давать уверенные команды, например, «Стоять», «Бросьте стул (стакан или любой другой предмет)!» Взгляда прямого в глаза в сочетании с другими телодвижениями — сигналами и использованием доступных средств защиты может оказаться достаточно.

Итоги

Ряд методов и результатов, технологий практического управления в условиях человеческого общения — могут быть использованы в интересах обеспечения гражданской безопасности для выявления потенциальных правонарушителей — лиц, вынашивающих преступные замыслы.

Потенциальный правонарушитель в случае опасности, в ожидании угрозы разоблачения и т.п. находится, как правило, в состоянии стресса (эмоционального напряжения).

Психофизиологические изменения в организме при общении людей, особенно при стрессе и обмане ведут к внешним вербальным и невербальным проявлениям, неподконтрольным сознанию. Подделка этих проявлений, особенно их комбинации, практически невозможна.

Потенциальный преступник, как и любой человек «не хозяин в собственном доме». Или, точнее, хозяин, но лишь отчасти — он может волевым усилием заставить себя, допустим, не думать об угрожающей ситуации (что так или иначе опять же невербально отразиться), к примеру, разомкнуть скрещенные на груди руки. Но все это — лишь на короткое время, ибо в эти моменты его сознание неспособно оценивать ситуацию, «утечка» информации лишь увеличивается.

Внешние проявления стресса и попытки обмана могут «считываться» опытным сотрудником службы безопасности в контексте его общения с потенциальным преступником или при наблюдении за ним.

Некоторые внешние проявления самозащиты человека в случае опасности

Внешние проявления — Присматривайся!

  • Появление бледности или покраснение лица.
  • Побеление лица — особый признак.
  • Очевидно трясущиеся руки.
  • Боязнь смотреть прямо в глаза.
  • Мечущийся взгляд.
  • Расширение зрачков (особенно при вопросах по существу).
  • Закрывание глаз.
  • Скашивание глаз.
  • Нахмуренные брови.
  • Большие глаза.
  • Прикрывание глаз.
  • Потирание или касание носа.
  • Поглаживание, покручивание или покусывание усов.
  • Потягивание себя за мочку уха.
  • Прикрывание ушей.
  • Потирание щек.
  • Прочесывание или причесывание волос.
  • Зевота (чрезмерная или частая — весьма убедительный признак волнения).
  • Проведение языком по губам.
  • Покусывание или жевание губ.
  • Искривление выражения рта.
  • Прикрывание рта.
  • Прикрывание горла руками.
  • Частые или чрезмерные глотательные движения.
  • Пульсация сонной артерии.
  • Сильная потливость (не соответствующая температуре воздуха в помещении, одежде или физической активности в данный момент).
  • «Гусиная кожа».
  • Приподнимание кончиков волос (особенно сзади на шее и на руках).
  • Суетливые или нервные движения руками.
  • Кусание ногтей.
  • Трогание своих ювелирных украшений.
  • Вытирание ладоней.
  • Похлопывание себя по груди.
  • Частое почесывание.
  • Потягивание своей одежды.
  • Подкладывание рук под себя или другие жесты с целью спрятать свои руки.
  • Непрерывное собирание обрывков ниток со своей одежды.
  • Неспособность держать руки в спокойном положении.
  • Складывание рук на груди.
  • Опирание на какой-либо предмет, схватывание или удержание предмета (чемодана, стула, багажной тележки и т.п.).
  • Напряженные жесткие движения.
  • Преувеличенные движения.
  • Общая суетливость.
  • Постукивание ногой.
  • Неспособность держать стопы ног в спокойном состоянии.
  • Непрерывное переступание с одной ноги на другую.
  • Удерживание рук между коленями.
  • Скрещивание и раскрещивание ног.
  • Сидение на краю стула.

Звуковые проявления — Прислушивайся!

    • Неспособность отвечать.
    • Нежелание отвечать.
    • Ответы вопросом на вопрос.
    • Повторение просьбы уточнить вопрос.
    • Неуверенный голос.
    • Заикание.
    • Надтреснутый голос.
    • Запинание.
    • Неспособность ответить на вопрос прямо.
    • Клокотание в горле при ответах.
    • Постоянное покашливание.
    • Позевывание (весьма важный признак нервозности).
    • Поскрипывание зубами.

1 комментарий к “Обмани меня! Профайлинг и методики выявления обмана”

Оставьте комментарий