Сама суть концепции «серого человека» состоит в том, чтобы избегать ловушек. Однако дорог без кочек и ям не бывает, и на «сером» пути тоже есть опасные повороты. Не будет преувеличением сказать, что именно серость может завести человека в ловушку: рассмотрим несколько потенциальных ошибок в создании серого образа.

Необходимое предуведомление: в поле рассмотрения статьи находятся предметы снаряжения, их выбор и использование, а не навыки и манера поведения серого человека.
Ещё одно предуведомление: как ответ на данную статью отчасти можно рассматривать цикл публикаций:

Есть смысл лишний раз напомнить, что в «серой» концепции присутствуют заведомые ограничения:

  • энтузиаста серого подхода всё же видно, как бы это ни парадоксально прозвучало;
  • целенаправленным поиском, например, перебором присутствующих, при наблюдении находится любой участник броуновского движения.

Из этих ограничений выводится необходимость предусмотреть определённый образ, объясняющий, почему здесь и сейчас этот человек не представляет интереса. Очевидно, понятие интереса также привязано к конкретной ситуации: в одних случаях это угроза, в других,наоборот, виктимность, ещё когда-то платёжеспособность или принадлежность к определённой профессии, и т.д.

Основные ловушки при попытке следовать серому образу — это:

  • псевдо-серые вещи
  • непопадание в шаблон наблюдателя
  • выпадание из образа при добавлении к нему утилитарных деталей

Grey Man wear, it certainly ain’t.
Dave Merrill

Парадокс серых вещей (как бы они не назывались — sneaky, concealed, covert, discreet, greyman, diversion, CCW, plain, low-profile) заключается в том, что они зачастую шьются как подчёркнуто серые, то есть в расчёте на понимающих людей, которые заметят и оценивающе поцокают языком. Липучка, крепления PALs — эти детали мигом отменяют все благие намерения сделать серую вещь и превращают её в стильно-тактикульную.

Отличная вещь, правда? Но внимание привлекает...
Отличная вещь, правда? Но внимание привлекает…

Казалось бы, чего в этом такого, идущего вразрез с изначальной задумкой? Ведь одежда-то уже не форменная? Однако это не делает её гражданской, вот в чём беда. Даже более того, зачастую в ней присутствует нарочитость, демонстративность, до такой степени, что именно этот недо-военный стиль становится обособленным и узнаваемым — сам по себе, без армейских ассоциаций. Само по себе это, может быть, и не так уж плохо — ведь и таких предметов одежды можно видеть в избытке на прохожих, но применительно к поставленной задаче это мешает её выполнению.

“I don’t want anyone to know I’m carrying a gun
but I’m an attention whore so I’ll wear a military color
and discretely announce I’m probably armed.”
Mad Duo Chris

Более тяжёлый случай, если сама конструкция предмета снаряжения демонстрирует окружающим «я вооружён». Это, в первую очередь, сумки для ношения пистолетов (и револьверов, да). Не пишу «скрытого ношения«, поскольку такие сумки сами выдают своё предназначение, тем самым исключая всю скрытность. Какие? Такие, которые предназначены для ношения спереди, и иногда имеют подвесную систему именно для такого расположения на теле, и только для него. Или сумки более-менее обычного вида, но носимые в неестественном для обычного вида месте, впрочем, вполне закономерном для быстрого извлечения оружия.

Такая сумка тоже вызывает подозрение
Такая сумка тоже вызывает подозрение

Да, короткоствольное огнестрельное оружие далеко от реалий большинства пост-советских республик, и сумки под пистолет у нас не зажигают красных лампочек в сознании прохожих. Зато на наших просторах возрос и получил широкую известность архетип «ганзовца-самооборонщика«, ощетинившегося баллончиками, куботанами, травматами, пуш-даггерами, УДАРами и складниками с надёжным замком. А у этих персонажей весьма в ходу сумки псевдооружейного стиля.

Отдельно стоит коснуться такого предмета снаряжения, как удлинённый рюкзак, рассчитанный на переноску карабина. Как бы это помягче сказать, уши торчат. То есть никого этот рюкзак не обманет, он вовсе не выглядит как обычный. Отнюдь, отрицательно, ни в коем случае. Да, он может не вызвать мысли, что человек вооружён — но он привлечёт досужее внимание предположением, что его владелец рыболов или спортсмен с инвентарём.

Будьте честны перед собой: если вещь выбивается из ряда обыкновенных, то она не серая.

— Что-то не нравится мне этот гусь…
к/ф «Паспорт»

Поневоле приходится напомнить, что «серость» образа может рассматриваться только к текущему конкретному окружению. Обстановка диктует нам, что в её рамках есть норма, а что — нет. Обстановка диктует наблюдателю, какие образы игнорировать, на какие обращать внимание. Как эти истины, ставшие уже прописными, вписываются в рассуждения о выборе серой экипировки?

А вот как — серый образ складывается не из серых вещей. Звучит супротив логики? Едва ли. Дело вот в чём: те самые люди, что формируют текущее окружение, носят не серую одежду и используют не серое снаряжение. Они одеваются в гражданские вещи, каждая из которых хорошо вписывается во вполне конкретное окружение, а в другое вписывается плохо.

Раскрыть данный момент подробнее и конкретнее поможет ответ на вопрос, который по-хорошему стоило задавать с самого начала — почему и от кого же так «серится» рассматриваемый серый человек. В рамках обсуждения предположим, что это законопослушный гражданский либо некто не при исполнении служебных — варианты с криминалитетом или людьми при исполнении остаются «за бортом» по ряду причин. Кто может быть наблюдателями, целями его серого образа? Патрульные полицейские, скажем — да, лишнего внимания привлекать не хочется, даже если совесть кристально чиста, ведь на проверки и беседы жаль терять время. Их могут заинтересовать как уголовники (а местных они всех знают, значит, выискивать будут гастролёров), так и странные чужаки (мало ли, теракт готовят). Ну и вариант с оборотнями не исключается, срубить денег на псевдо-нарушении. Криминалитет — высматривает людей, у которых есть чем поживиться, и которые каким-либо образом уязвимы (пьяны, невнимательны, доверчивы). Обычные зеваки, зачастую оборудованные мобилкой с камерой — их досужее внимание просто не нужно, кроме того, что раздражает. Что объединяет их взгляд в толпу? Их манера навешивать ярлык на увиденное. То, что легко классифицировать, интереса не вызывает — а вот то, что не вписывается в типаж, как раз заставляет среагировать. А типаж складывается из привычных глазу наблюдателя вещей, некоего стандарта данной местности. Помните первое ограничение, упомянутое в начале статьи? На серого человека посмотрят и подсознательно просеют через решето типажей. Если он не попадает в типаж — то его увидят и уже сознательно проявят к нему внимание.

Всегда старайся стать частью толпы
Всегда старайся стать частью толпы

Так вот речь о том, что слишком безликие предметы одежды тоже заставляют образ выпасть из шаблона, живущего в голове наблюдателя. Тем более — их сочетание. Даже если по доброму совету понимающих людей затариваться шмотками на местном рынке, нужно тщательно думать, что выбирать. Может оказаться, что чего-то не хватает — либо привычного и обычного, либо позволяющего наблюдателю навесить ярлык. Тот самый ярлык, который зависит от конкретной обстановки и привычных ролей в ней, и используется наблюдателем для классификации увиденного. То, что не попадает в типаж, не даёт навесить ярлык, и соответственно привлекает внимание.

Милитаристам полезно учитывать, что типовые тактические цвета — OD, хаки/койот, а с недавнего времени ещё и серые тона — вполне узнаваемы как тактикульщиками из числа силовиков, так и более-менее сообразительным криминалитетом, поневоле насмотревшимся на тактикульных силовиков. Иногда ложное опознание может быть и на руку, а иногда — совсем нет. Гипотетические ситуации можете представить сами, напрягите воображение.

Помните — вы одеваетесь не для себя, а для окружающих. Учитывайте их вкусы, не разочаровывайте их!

— Что у него лежит в его мерзких грязных карманцах?!
Толкун-книга

Серому человеку, в любой его ипостаси, нужно больше вещей, чем обычному прохожему. Это аптечка, повседневная либо перевязочная, а то и обе разом, это фонарик, это расходники (стяжки, батарейки, шнур), это второй-третий нож, наконец. Обилие предметов по сравнению с обывательским EDC (ключи, мобилка, кошелёк) неизбежно привлекает интерес и внимание, а то и изысканный юмор в стиле «к Концу Света готовишься?» (тщёрт побьери, как они догадались?!). Всё это нужно куда-то сложить. И всё это имеет объём, зачастую немалый.

Такова уж текущая ситуация, что оттопыренные карманы, подсумки на поясе или свалка за пазухой отнюдь не являются социально приемлемыми даже в самых маргинальных слоях общества. Довольно удобные для лёгкой временной мелочёвки карго-карманы на бедре, будучи загружены металлом и пластиком, превращаются в обузу и закономерно бросаются в глаза случайным наблюдателям. И тем более неслучайным.

«Что у вас, ребята, в рюкзаках?»
из репертуара Э. Хиля

Если серый человек имеет серьёзные намерения или длительную задачу, то вещей у него становится в разы больше — запасная одежда для переодевания (в целях конспирации или защиты от погодных условий), средства связи, инструмент, жизнеобеспечение. Все эти вещи не влезут в карманы одежды, даже если это Scottevest или Airport Jacket — нужна сумка или рюкзак, что приводит нас к ещё одной проблеме.

Весьма удобный рюкзак. Но, опять же, привлекает внимание
Весьма удобный рюкзак. Но, опять же, привлекает внимание

В некоторых местах любая сумка неуместна, кроме полупрозрачного п/э пакета (с выпивкой и закуской), поэтому вызывает повышенное внимание. Проблема сама по себе не так уж велика, но она сужает выбор типажей, в которые возможно вписаться при условии наличия за плечами рюкзачка либо сумки на плече. Кроме того, сам факт наличия сумки и тем более рюкзака — уже превосходный ориентир для передачи фигуранта от наблюдателя к наблюдателю.

В особенности эту проблему обостряют сумки из первой части статьи, с MOLLE/ PALs на боковинах или на фронтальной грани.

Отчасти проблему сглаживают сумки, которые позволяют использовать разные способы ношения — на лямке через плечо, на рюкзачных лямках, за ручку для переноски наподобие портфеля. Нет, портфельный способ ношения годится не для всех сумок, у которых есть такая ручка — если при таком ношении откровенно свисают лямки, или сумка чиркает по земле/асфальту, то она не выглядит в глазах наблюдателя как портфель, а достигает противоположного эффекта — заставляет задуматься, зачем это наблюдаемый объект тащит сумку именно так, как ему неудобно.

Учитесь обходиться малым, либо не пожалейте времени на выбор сумки с несколькими методами переноски.

 

Оставьте комментарий