Как думаете, что важнее — ЗНАТЬ сотню способов выжить в экстремальных условиях, или УМЕТЬ выживать на практике хотя бы одним способом? К сожалению, большая часть современных «выживальщиков» предпочитает первый вариант. Ведь намного легче рассуждать о обустройстве костра в 40-градусный мороз, сидя в тёплой комнате за родным компьютером. К счастью, не все выживальщики такие.

Андрей Соловьёв, инструктор по туризму из Воронежа, считает, что в выживании главное — практика. И на личном опыте это доказывает. Вот и сейчас, пока вы читаете эти строки, он готовится к зимовке на озере Лабынкар, что в Якутии. Добрался до озера пешком из посёлка Томтор, нашел пустующий сарай, обжил его и приготовился зимовать. Об этом прознали журналисты News.Ykt.Ru, добрались до него и взяли интервью.  Действительно, немыслимое дело — выживальщик, который реально выживает.  Далее — авторский текст.

Андрей Соловьев:

— Я решил перезимовать на Лабынкыре по нескольким причинам. Во-первых, лабынкырский феномен: озеро очень необычное. Меня заинтересовала легенда о том, что здесь водится Лабынкырский черт, его видели многие. Во-вторых, хотелось бы проверить свои навыки выживания, поскольку я инструктор по туризму и выживанию. Хотелось бы получить новый опыт именно в условиях сурового якутского климата, набраться знаний, проверить себя — смогу или нет.

В Воронеже очень часто ходил в походы. Также вожу группы в турпоходы, веду лекции. Очень много путешествую. Обошел в России практически все горные хребты: Кавказ, Урал, Алтай, плато Путорана, Енисейский кряж, восточные Саяны, хребет академика Обручева. Большую часть горных систем России я уже исследовал.

Как отнеслись близкие к вашей затее?

— Они уже привыкли.

Вы предупредили родственников, что отправляетесь на северное озеро, где в радиусе 150 километров нет людей? И что они сказали? «Нормально, поезжай»?

— Да, так и было, это не первый мой эксперимент по выживанию. Уже уходил так надолго, на несколько месяцев. Поэтому они, в принципе, привыкли.

Самое сложное в вашем эксперименте?

— Самое сложное — это психологический фактор. Не физические нагрузки, не колка дров, не ловля рыбы, не добыча еды, а одиночество. Сенсорная депривация, если можно так выразиться, — ограниченный круг эмоций, нет новых впечатлений, все одно и то же изо дня в день. Это самое сложное, если говорить о преодолении себя.

Как проходит ваш обычный день?

— Я просыпаюсь в шесть утра. Пока лед не встал, купался на озере или обливался водой из ведра, а сейчас обтираюсь снегом — это примерно в семь утра, за час до рассвета. Затем завтракаю, иду колоть дрова. До обеда занимаюсь дровами, затем проверяю свои «закидушки»: проверяю, попалась ли рыба. Потом делаю обходы вокруг озера, иногда поднимаюсь в горы — пытаюсь вот так внести какое-то разнообразие. Совершаю прогулки по местным окрестностям, прохожу пять-семь километров, далеко не хожу.

У вас есть какое-то хобби? Может, вы там книгу пишете?

— Да, конечно! Я пишу книгу, фиксирую температуру каждый день, до этого фиксировал уровень воды в озере. Записываю и фиксирую всё, что происходит, всё, что вижу.

Насколько вы готовы к зимовке? Что подготовили?

— У меня заготовлены ягоды, травы, настои. Есть немного рыбы, зимой в проруби еще наловлю налимов.

Как вы питаетесь?

— В основном рыбой.

Взяли с собой консервы, запасы еды?

— Нет, никаких запасов еды у меня с собой не было.

У вас есть строгие правила зимовки? Говорят, вы отказываетесь от всех благ цивилизации?

— Да, от благ цивилизации отказался. Что касается строгих правил, то я себя дисциплинирую: иногда, как и многим людям, не хочется вставать с кровати по утрам. Но ты встаешь и колешь дрова — и не только на этот день, а наперед, чтобы был запас. Иногда лень одолевает, но тренированность и закалка помогают справиться с ней.

Что может остановить ваш эксперимент?

— Только я сам.

То есть вы можете завтра проснуться и сказать: «Всё! Надоело: собираю вещи и еду домой»?

— Нет, конечно, это вряд ли.

Вы уже столкнулись с холодами, как вам?

— Сейчас -20 ночью, нормально. Днем даже -12 еще нет.

Вы представляете, что такое -50 градусов? Как собираетесь выживать?

— Выживал и в такие морозы. В высокогорье Алтая в январе и феврале было -50. Прожил там без печки, поэтому нестрашно.

Какая у вас одежда для зимовки?

— Я сюда приехал без теплой одежды, у меня были с собой только свитера. Но Алексей Прокопьевич Дьячковский прислал мне сегодня через Оймяконское отделение РГО (Русское географическое общество) кухлянку. Она очень теплая, в ней можно чуть ли не лечь на снег и спать так. Спасибо огромное.

У вас там нет ни телефона, ни рации?

— Из средств связи ничего нет.

Говорят, вы даже без паспорта, от кого-то бежите?

— Да нет, у меня есть паспорт, кто вам такое сказал? У меня все есть, все нормально.

Как вы добрались до Лабынкыра?

— На поезде из Воронежа доехал до Нерюнгри, оттуда до Якутска — на машине. Несколько дней провел у знакомого в Якутске, потом отправился из Якутска до Томтора на машине и оттуда до Лабынкыра 10 дней шел пешком. Мой рюкзак с вещами весил 70 килограммов. Мне приходилось еще возвращаться: я разделил свой груз на две части — по 30 и 40 килограммов. Сначала перетащил 40 кг, потом вернулся и забрал 30-килограммовый груз. Вот так я прошел 325 километров от Томтора.

Чем вы себя наградите, если удачно завершите свой эксперимент?

— Нет такого.

До какого срока вы должны быть на Лабынкыре?

— Планирую пробыть здесь до весны, пока не потеплеет. А когда именно вернусь домой — с этим я еще не определился. Могу хоть до июня сидеть тут.

По чему особенно скучаете?

— По книгам! У меня есть две книги, которые я перечитал уже по три раза.

И что это за книги?

— Энциклопедия по выживанию, «Свобода шамана» Владимира Серкина.

Верите в Лабынкырское чудовище?

— Я не утверждаю, но предполагаю: возможно, оно здесь водится. И просто есть шанс это проверить.

Пока еще не сталкивались с ним?

— Нет.

Вам не страшно жить в таких условиях в одиночку?

— Нет, привык уже.

Какие у вас планы после зимовки, чем будете заниматься?

— Выпустить книгу про озеро Лабынкыр. Пишу потихоньку про всех людей, которых встречал здесь, про местные традиции — стараюсь охватить всё.

Как часто встречаете людей?

— Сегодня встретил, до этого три недели людей не видел.

Сегодня утром я прочитала в одном СМИ, что вас эвакуирует МЧС.

— Нет, это слухи, домыслы. Все идет по плану, я тут зимую. МЧС не имеет право эвакуировать человека во время похода.

Почему вы не взяли с собой ружье?

— В первую очередь, из-за веса. И я хотел использовать навыки и орудия древних якутов — луки, копья.

С дикими животными уже встречались?

— Да, частенько видел медведей, лосей, оленей.

Расскажите о встрече с медведем.

— Я встретил его по дороге на Лабынкыр. Он весил около 200 килограммов, был в 150 метрах от меня. Зверь сначала меня не заметил, я достал фотоаппарат, снял его на фото, видео. Он двигался ко мне навстречу, но что-то его спугнуло — он убежал.

На днях утром проснулся, вышел и возле дома увидел лося.

Две недели назад, когда лед еще окончательно не встал, из озера выплыла непонятная темная туша. Я не смог ее идентифицировать.

Хотите сказать, что это был Лабынкырский черт?

— Вполне возможно, но не могу с уверенностью утверждать. Странные вещи происходят, в сентябре установил очень прочные, крепкие сети — их так рвало, дай бог! На сетях — многометровые дыры, это не могли сделать несколько рыб, даже щука не могла их прокусить.

Что вы будете делать, если столкнетесь с ним?

— Фотографировать.

Как будете действовать в критической ситуации?

— Никак, не буду звать на помощь. Буду надеяться только на себя.

Не было желания вернуться домой?

— Было.

В какой момент?

— Иногда проскакивает, стараюсь держать себя в руках. Холод и голод — не самые большие проблемы, а вот психологически сложно.

Источник

От редакции:
Как видите, мужик реально суров. Добровольно выживать в условиях якутской зимы без посторонней помощи, без средств связи, без новомодных гаджетов — это сильно. Это настоящее выживание. Именно с него надо брать пример большинству  теоретиков.

Но, что хотелось бы добавить для справедливости — в поступке Андрея Соловьёва нет ничего удивительного. Многие деревенские жители и представители коренного населения Сибири выживают так уже которую сотню лет. И для них это не «выживание», а самая обычная жизнь.

Оставьте комментарий