Ближний бой, который в западной терминологии обозначается как CQB (Close Quarters Battle) или же CQC (Close Quarters Combat) — это тот тип боевых действий, при котором небольшие подразделения действуют против вооруженного стрелковым оружием противника на очень коротких дистанциях. Типичный сценарий CQB/CQC в городской обстановке — когда атакующие пытаются осуществить силовой захват объекта — строение, помещение или транспортное средство, контролируемое обороняющимися, у которых обычно нет простого способа уйти. Ближний бой всегда подразумевает высокую скорость работы и требует от бойцов высокого уровня рефлексов и слаженности действий. Говоря о скорости, речь идёт не о том, кто бежит быстрее, а о способности быстрее мыслить и реагировать.

А теперь, когда я добился вашего внимания, предлагаю на время очистить разум от всего, что вы читали ранее о CQB. Единственный «рюкзак», который я прошу вас взять с собой в этом путешествие — ваш собственный опыт, как раз то, что никто не сможет отнять у вас. Поэтому усядьтесь поудобнее и читайте. Это первая часть из новой серии статей «Как стать мастером ближнего боя», которую мы планируем полностью опубликовать на Last Day Club.

Оценка структуры помещений в ближнем бою CQB

Анатомия — наука, изучающая строение живых организмов, то же самое можно сказать в отношении помещений в контексте CQB. Однако, когда мы просто осматриваем комнату, не так много можно увидеть и понять. Ровно до того момента, пока вы не начнете оценивать с точки зрения солдата или полицейского. Структура помещения диктует способ силового входа в него и зачистки. Эта статья расскажет о том, как разбить любое помещение на критические сегменты и правильно оценить их тактическое значение, давая читателю уникальную возможность взглянуть на принципы работы подразделений CQB в ограниченных пространствах.

Начнем с некоторых простых понятий и в первой концепции рассмотрим вопрос входа в помещение. В одном случае вход находится в центре комнаты, или близко к центру. Во втором случае вход расположен в углу комнаты. Вход может быть любым — от дыры, созданной взрывчаткой или другими средствами, до дверного проема или окна. Что особенно важно — именно в момент «открытия» входа вы увидите, что находится внутри комнаты.

Вы спросите — какая разница между этими расположениями входа? По мере нашего продвижения вперёд и расширения количества концепций вы увидите, что простые разграничения приведут в результате к более четкому пониманию тактической обстановки. А такое понимание может стоить жизни, что будет наглядно продемонстрировано позже в этой серии.

Итак, что дальше? Теперь, когда дверь открыта или создан сход, перейдём к типам помещений, с которыми вы можете столкнуться. Для простоты мы рассмотрим три варианта: квадратное, линейное и L-образное помещение.

Помещение квадратной или прямоугольной формы обычно называют «коробкой«. Это, как правило, простая комната с четырьмя углами — самый распространенный тип помещений, с которыми мы сталкиваемся в тактических учебных ситуациях. В реальной жизни же существует большое количество комнат неправильных форм, которые выявляются при очистке строений. Такие помещения называются «нестандартными».

Линейное помещение сильно удлинено по одной стороне, и чаще всего представляет из себя коридор, туннель и прочие конструкции. Такие помещения считаются особенно «смертоносными». Вы могли бы подумать, что прямая и длинная область легко зачищается и контролируется, однако это не так. Линейные пространства, а именно — коридоры и холлы, как правило, являются центральной структурой в здании, и имеют множество входов в другие помещения и комнаты.

Это представляет повышенный риск для штурмовой команды в CQB, так как сотрудники вынуждены контролировать сразу несколько возможных направлений атаки по мере их продвижения вперёд. Если в коридоре завязывается ближний бой, он почти всегда переходит в затяжную перестрелку «один на одного», исход которой предугадать сложно. По этой причине помещения линейной формы часто называются «линейными опасными зонами».

L-образное помещение имеет форму латинской буквы «L». Его можно представить как «коробку» с прямоугольным помещением, выступающей вправо или влево. Это означает, что сначала зачищается одна часть комнаты, ближняя ко входу, и только после этого зачищается вторая, обозначенная выше на рисунке красным цветом. Это происходит по той причине, что вторичная область не видна при входе в первичную, то есть существует участок помещения или местности, который остается неразведанным. И для этого случая требуется немного другая тактика и техника.

Есть еще много форм помещений. Попробуйте вспомнить примеры, которые не соответствуют приведённым выше, а затем опишите их, используя три базовых типа помещений. «Нестандартные» комнаты не имеют никакого характерной схемы, формы или структуры. Они просто странные. Я находил подобные помещения в больших мечетях, святилищах, правительственных зданиях, многокомнатных подвалах, туннелях и других необычных местах.


В заключение поговорим о так называемых «сильной» (heavy) и «слабой» (weak) сторонах помещения (или «тяжелая», «сложная», против «лёгкой», как будет угодно). «Сильная» сторона — большая, считая от точки входа, часть комнаты, слабая сторона — соответственно меньшая часть.

Например, комната с угловым входом, расположенным слева, имеет более сложную правую сторону (в таком случае применяют обозначения «сильное право» — heavy right, и «слабое лево» — weak left). По сути, мы говорим, что правая сторона имеет большую площадь и больше возможностей для создания угрозы, поэтому логично в описанных условиях начать зачистку с правой стороны, после чего перейти влево. Поэтому, когда кто-то говорит вам, что вы как ведущий стрелок должны всегда и первым делом «зачищать лево» — он дают вам не очень здравый совет.

На этом пока всё. Мы расскажем больше о боях в ограниченных пространствах в следующих частях. Оставайтесь с нами!

Оставьте комментарий